Что происходит дальше?
В 17 стихе 10 главы говорится: «И созвал Шмуэль народ к Г-споду в Мицпу».
Зачем пророк созывает собрание? Затем, что перед ним стоит непростая задача — представить народу царя.
Почему непростая? Потому что все нужно сделать так, чтобы народ этого конкретного царя принял и, в итоге, пошел за ним. Как же этого добиться?
Да, евреям царя никто не навязывал, они о нем сами просили. И Всевышний дал его. И Шмуэль его уже помазал на царство. Пока в тайне. Теперь нужно, чтобы у евреев создалось чувство, будто они царя не готовым получили, а сами сделали этот выбор.
И вот, собрав народ, Шмуэль возгласил: «…Так сказал Г-сподь, Б-г Израилев: Я вывел Израиль из Египта и избавил вас от руки египтян и от всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли Б-га вашего, который Сам спас вас от всех бедствий ваших и невзгод ваших, и сказали: «Нет, только царя поставь над нами». А теперь предстаньте перед Г-сподом по коленам вашим и по семействам вашим»» (Шмуэль I, 10:18-19).
Вам нужен посредник между истинным Царем и вами? – говорит народу Шмуэль, – так давайте посмотрим, кого Всевышний определит на роль царя.
Бросили жребий среди колен, выпал жребий колену Биньямина. Бросили среди семейств, выпал семейству Матри, бросили на людей, жребий выпадает на Шауля, сына Киша, но «искали его и не нашли» (Шмуэль I, 10:21).
Да, Шауль скромен, как все потомки Рахели. Он спрятался.
И тогда вопросили Г-спода (через урим и тумим), пришел ли тот человек. «И ответил Г-сподь: вот он, прячется среди утвари» (Шмуэль I, 10:22).
Понятно, что все собравшиеся пришли издалека, со своими ослами, мешками с едой и прочим скарбом, и, очевидно, оставили это в каком-то большом сарае или амбаре, в котором и спрятался Шауль. Поэтому, когда на него падает жребий, его нет, нужно его искать, и за помощью обращаются к Б-гу (как было принято, к вопросу-ответу через урим и тумим, драгоценные камни на нагруднике Первосвященника Шмуэля). Но так — по одному из главных мнений.
А вот другое мнение: Шауль сказал, мало ли, на кого жребий выпал, жребий всегда на кого-то выпадает, давайте выберем через урим и тумим (изначально камни тоже использовали, но только, чтобы выбрать колено Биньямина, дальше шли исключительно по жеребьевке). Шауль предлагает еще раз проверить, кого Б-г избрал царем, обратившись к урим и тумим. Место, где в русском переводе сказано, что Шауль спрятался среди утвари, в тексте на иврите может быть понято иначе. Слово келим имеет также и значение «инструменты». И в данном случае под «инструментами» подразумеваются урим и тумим, за которыми счел нужным «спрятаться» уже помазанный царь.
Что ж, когда спросили урим и тумим, высветились первые буквы колен — шин, алеф, вав, ламед — Шауль!
Когда, наконец, его приводят, становится очевидно, что он на голову выше всех остальных. И Шмуэль вопрошает: «Вы видите, кого избрал Г-сподь? Ведь нет ему подобного во всем народе! И воскликнул народ, и сказали: да живет царь!»
Народ ликует. Но не весь (об этом позже).
А сейчас обратимся к грамматике. Слово ѓаръитем — видели ли вы (какой он величественный, какой красивый!); – когда хотят подчеркнуть, насколько это выходит за рамки обычного, пишут грамматически неправильно. Поскольку в вопросительной букве гей есть патах, внутри следующей буквы не должно быть точки. А тут она есть. Это противоречит законам грамматики. Более того, по правилам, в рейш вообще никогда не ставится точка! В ТАНАХе такое отклонение встречается несколько раз, и каждый раз оно требует особых объяснений.
(Позднее, то же слово, точно так же написанное, мы встретим там, где великан Голиаф выступит против еврейского народа).