Шауль и пропавшие ослицы Киша

ослицы

Итак, народ требует себе царя. Пророк Шмуэль вопрошает Всевышнего, что делать с народом. И Б-г отвечает, что нужно дать ему то, что он просит. Всевышний указывает на Шауля, которого следует помазать на царство.

Шаулю об этом не ведомо. Он пока занят делом, которое ему поручил отец. Как сказано в книге Шмуэля: «Пропали ослицы у Киша, отца Шауля; и сказал Киш Шаулю, сыну своему: возьми-ка с собою одного из слуг, встань и пойди, поищи ослиц» (9:3).

Этот отрезок символичен и говорит нам о многом.

Начнем с того, что в древнем мире животные символизировали определенные вещи:

Так, например, бык был соответствовал мощному сельскохозяйственному агрегату; он был что-то вроде трактора, которым пользовались для пахоты.

Конница, лошади — служили для войны, вместе с колесницами они были подобны танкам.

Мул (животное, рожденное от осла и кобылы) женского рода, или мулиха, да простят нас лингвисты, ибо другое название нам неизвестно, — символ царства.

Когда Шломо коронуют на царство, он едет верхом на мулихе. Корень слова мул пéред — нéчет. Действительно, у мула никогда нет пары и нет потомства. Мулиха подобна бронемашине — лошади и ослице вместе взятым. Но это бронемашина весьма престижная, царская.

Обычный осел считался машиной, которую используют, как средство передвижения или грузовой транспорт. Но не для престижа.

Верблюд был чем-то вроде самолета, поезда или корабля. Его использовали для длинных переездов. Владение многими верблюдами говорило о незаурядной коммерческой состоятельности их владельца; объединив нескольких верблюдов в караван, их владелец мог обеспечить перевозку большого объема грузов. Верблюдов еще и сейчас называют «кораблями пустыни»…

Были еще маленькие ослики, на которых ездили молодые люди, подобно тому, как сейчас они ездят на мотоциклах.

Но ослица, особенно белого цвета, имела особый статус. Белая ослица была символом богатства в той же степени, как сегодня собранный на заказ Роллс-Ройс.

В ТАНАХе белая ослица упоминается 34 раза и всегда с определенной символической нагрузкой.

Например, пророчица Двора, говоря: «Ездящие на ослицах белых, восседающие на суде и ходящие по дороге (идущие к цели)…» – подразумевает тех, кто преисполнен важности и вельможности (Шофтим, 5:10).

Билам тоже ездит на белой ослице, что говорит о его власти, важности, богатстве. А вот Моше и Авраѓам никогда не ездят на ослицах — только на осликах.

То, что у Киша потерялись ослицы, означало, что очень важной, существенной части его богатства грозит серьезный ущерб.

По первому же повелению отца Шауль беспрекословно отправляется на поиски пропажи. Из этого мы делаем вывод, что человек, которому предопределена миссия стать проводником Помощи народу, нести ему спасение и избавление, должен обладать всеми необходимыми достоинствами.

Первое достоинство проявляется в уважении к родителям.

Если кандидат не наделен этим потенциалом уважения, Всевышний отбирает у него родителей, чтобы исключить неуважение к ним. Пример: Моше и Эстер, оба выросшие не в родительском доме; другой пример — Гив´он, который был избран Всевышним, потому что помогал своему отцу веять пшеницу. По той же причине был выбран и Шауль. Если бы он не послушал отца и не пошел искать ослиц, его бы не помазали царем.

Кстати, интересно, что дедушка Шауля Авиэль (в другом месте его имя Нэр) был известен как человек, который в темных проулках своего города зажигал за свой счет светильники. В заслугу этого, его внук удостоился стать царем.

Шауль, как и все потомки Рахель, имеет высокое понятие чести.

Он никогда никуда не выйдет один, только в сопровождении пажа (слуги). Интересны отношения между хозяином и пажом. Паж видит в своем хозяине величайшего человека в мире. Он уважает его невероятно, доверяет ему бесконечно и беспрекословно во всем ему подчиняется. А хозяин всегда относится к пажу уважительно — как к советнику, прислушивается к его мнению, предоставляет ему место и наделяет важной ролью, как, например, в этот раз, выйдя на поиск ослиц. Примечательно, что Шауль и паж не идут в разные стороны, хотя, казалось бы, это могло бы увеличить эффективность поисков и ускорить дело. Нет, – куда Шауль, туда и слуга.

Еще одно из достоинств Шауля в том, что он скромен.

Скромность его проявляется в разных вещах, в том числе, в отношении к себе. Когда долгие поиски ослиц так ничего и не дали, Шауль говорит пажу: «Давай возвратимся, а то отец мой станет беспокоиться не об ослицах, а о нас» (9:5). Заметьте: не обо мне, о нас. Хотя отец, разумеется, переживает о сыне, а не о его паже.

Скромность, уважение к родителям, наличие сопровождения (паж), молчаливость — качества, характерные для всех потомков Рахели, не только для Шауля.

продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.