Что такое царь? – Луна символизирует царство

луна

В Пиркей Авот (6 глава) говорится, что царь имеет право требовать от народа 30 вещей, но не больше. Виленский Гаон, комментируя приведенные выше стихи, показывает, как это из них вытекает.

Но почему именно 30?!

Мы знаем, что каждое число в иудаизме имеет свою символику. Например, священники получают от Всевышнего 24 подарка, а тот, кто занимается Торой, должен иметь 48 качеств. Царь же вправе требовать для себя от народа именно 30 вещей (или, как говорит Шмуэль, «обычаев»).

Разберем, из чего это вытекает.

Царь на иврите — мелех. Средняя буква корня в этом слове — ламед (לּ). Из всех букв еврейского алфавита только ламед выше строки. Гематрия этой буквы тридцать. Символика ламед — царь.

Рабби Акива трактует: Мем — это государство, медина; Ламед — это сам царь с короной на голове (если вы посмотрите внимательно, как пишется ламед в Торе, то заметите, что у него сверху есть небольшое утолщение, «корона»), а Каф, читающаяся как «к» или «х» – это престол.

Что такое царь? Ему нужна страна, престол и корона, которая есть в букве ламед.

Буквы, из которых состоит слово царь, срединные буквы еврейского алфавита. Царь — сердце народа. Царь воплощает в себе различие между человеком и животным (об этом подробнее в следующий раз).

Число 30 символизирует месяц (и небесное тело, и календарный цикл) — то есть это время, за которое луна полностью оборачивается вокруг земли.

Царство символизируется луной. Луна должна отражать солнце, сама она не имеет никакого света. Еврейский царь — то же самое.

Он должен отражать волю Всевышнего и ничего своего не иметь. Любой царь, которого смещают с престола, теряет все. Если человек до того, как взошел на престол, был богат и располагал большими возможностями, он, становясь царем, теряет очень многое — его неограниченные возможности делаются ограниченными, так как царь подпадает под жесткие рамки регламентов и ограничений. Чем менее богат был тот, кто восходит на престол, тем больше он приобретает, благодаря воцарению.

Точно так же и с любым другим человеком: чем более «пустым» и ничтожным он себя ощущает, тем больше он может получить от Всевышнего.

Такова характеристика настоящего еврейского Царства:

В идеале, царь ощущает себя пустотой. И тогда он ни в коем случае не является преградой между народом и Всевышним. Но если царь Некто, если он большая и важная шишка, тогда, проходя через него, свет Всевышнего неизбежно наталкивается на преграду. Царь в чем-то препятствует его прохождению.

Наши отношения с Б-гом рассматриваются как супружество, но если царь велик и значителен, он как бы «участвует» в нашей связи с Б-гом. Получается, что внутри наших с Б-гом супружеских отношений есть кто-то третий!

Ощущение себя никем в наивысшей степени присуще царю Давиду — в своих псалмах он не устает это повторять. По этой причине в молитве Мусаф в Рош Ходеш мы упоминаем его имя.

Луна, символ царя и царства, циклична. То она есть, то ее нет. Так и царство Давида. Сегодня кажется, что еврейского царства нет и больше не будет, но оно обязательно возродится.

Интересно, что от Авраама и до разрушения Первого Храма было ровно тридцать поколений. Это несложно подсчитать: от Авраама до Йеуды 4 поколения (Авраам, Ицхак, Яаков, Йеуда); далее потомство Переца 9 поколений (см. Мегилат Рут, 4 глава, в конце). Давид – это 14-е поколение, луна уже почти полная. Царь Шломо – 15-е поколение, В этот момент луна полноценностью подобна солнцу, она исправлена полностью. Шломо строит Храм, и его царство реализуется в великолепной форме. После него луна начинает “уменьшаться”, – Израиль делится на два царства; еще через 15 поколений Луна “исчезает”…

Рабби Йеуда аЛеви обращает внимание на то, что вместо одного-двух «дней», когда обычно луна не видна, она не появляется уже 2000 лет. Изгнание, говорит он, можно сравнить с затмением. Но когда придет Машиах, Луна станет сильнее, чем солнце в 7 раз и это будет свидетельством, что царство Давида, возродившись, больше не исчезнет. «И будет свет луны, как свет солнца, и свет солнца станет семикратным, как в 7 дней сотворения мира» (Йешаяу, 30:26). Мир восстановится и будет таким, каким был перед первым грехом Человека.

продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.