12-я глава — это речь Шмуэля, уходящего в отставку, для которой есть все основания, так как он больше народу не нужен.
Но нам с вами следует помнить, что Шмуэль — источник духовной силы Шауля. В тот момент, когда Шмуэль умрет, Шауль потеряет корень своей жизни. В 22-й главе (в 6-й строке) мы прочтем: «…А Шауль сидел в Гиве (на возвышенности) под тамариском, и копье в руке его…» Тамариск — символ Шмуэля, и высокое место его символ. Символ Шауля — холм Гива. Шауль может существовать только в тени тамариска.
В ТАНАХе подобные речи встречаются несколько раз, ими завершают свой земной путь выдающиеся лидеры еврейского народа. Они говорят с народом либо как родители, либо как вожди. Подобную речь произносит Яаков, (ей посвящен 49-й раздел последней недельной главы книги Берешит). Патриарх и журит своих сыновей, и благословляет. Подобную прощальную речь произносит и Моше — ей посвящена вся последняя книга Торы Дварим. В этой речи также не обходится без укора в адрес народа, но в конце концов, Моше благословляет евреев.
Шмуэль в своей речи по сути судится с евреями, он доказывает им свою невиновность, а также упрекает их и предупреждает.
Если мы обратимся к книге царей, то увидим, что и Давид оставляет завещание своему сыну Шломо.
Но вернемся сейчас к Шмуэлю, который в какой-то мере повторяет пути Яакова и Моше. (Мы говорили уже, что он во многом сравнивается с Моше и в финальной речи это особенно явно проступает).
Шмуэль призывает народ: «Будьте мне свидетелем перед Г-сподом и перед помазанником Его…» (12:3). Слово «свидетель» использовано в единственном числе, и это подчеркивает, что евреи не разрознены, не отдельны друг от друга, они — сплоченная общность. Шмуэль вопрошает: «…взял ли я у кого вола и взял ли осла, кого обидел и кого притеснил, и из чьей руки принял подкуп и ослепил этим глаза свои, – я возвращу вам» (там же). Нет, ничего не сделал плохого, – отвечает ему народ, – не обижал, не обманывал и не притеснял.
Устное предание говорит, что за всю историю еврейского народа во время проведения земного суда трижды слышалось Эхо с Небес, то есть было пророчество.
(Пророчество — явление многоуровневое. Эхо с Небес, или Бат Коль, «Дочь Голоса» — самый низкий уровень, доступный для восприятия наибольшим количеством людей. Бат Коль приходит в особо щекотливых, острых ситуациях).
Впервые Эхо с Небес прозвучало, когда Йеѓуда признал, что Тамар беременна от него. Согласно одной версии, он произнес слова: «Она права более меня», по другой версии: «Она права, от меня!» Но есть еще и третья версия. Йеѓуда сказал: «Она права». А Эхо с Небес принесло слова Всевышнего, который добавил: «От Меня!» То есть, – «Я это так задумал!»
Во второй раз Эхо с Небес приходит во время суда над Шмуэлем, и «свидетель» в единственном числе — это Всевышний.
В третий раз Эхо с Небес появляется во время суда, которым юный царь Шломо судит двух женщин, претендующих на одного ребенка. История эта широко известна. Однако есть предание, что не Шломо указал на ту, которая отреклась от младенца, чтобы спасти ему жизнь: «Она его мать», – но Голос с Небес.