И все-таки изначально Всевышний дает им шанс. Он посылает к Эли пророка, о котором сказано «человек Б-жий». Пророк приходит, чтобы предупредить Эли и предотвратить плохое поведение его сыновей настолько, насколько это возможно.
Интересно, кто этот пророк? Почему он присутствует здесь анонимно?
В ТАНАХе 11 раз встречаются люди, чье имя не указано прямо, но о которых сказано «человек Б-жий». Обычно за этим словосочетанием стоит кто-то конкретный, – Моше, Аѓарон, Элиша и т. д. (Анонимная личность, никак не названная, встречается и того чаще — многократно).
Обычно Устное предание дает нам знать, кто скрывается под «человеком Б-жьим», и передает ключ, с помощью которого снимается его анонимность. (Как известно, «Тора приходит, чтобы все объяснять, а не зашифровывать»).
По «базе данных», которой мы располагаем, то есть, по всей информации в книге Шмуэля, ищем, кто может оказаться этим самым «человеком Б-жьим». Может ли это быть Эли? Нет. Так как анонимный пророк приходит к самому Эли. Может ли это быть Шмуэль? Тоже нет, поскольку он к этому моменту еще не получил пророчество (мы во 2-й главе, а он станет пророком только в 3-й). Никто из сыновей Эли тоже не может быть «Б-жьим человеком», так как пророчество направлено против них. Кто остается? Только Элькана.
Отсутствие в книге каких-либо опровергающих данных подтверждает правильность сделанного предположения. Если бы это был не Элькана, мы непременно обнаружили бы информацию, которая его кандидатуру исключала.
Отсюда видно, что семейство Эльканы — семейство пророков: пророк он сам, пророчица его жена Хана, пророк сын и, по преданию, пророк внук. На самом деле, мы это знаем и благодаря известному правилу: если кто-то пророк, и указано имя его отца, значит, отец пророка — пророк. Если указаны имена отца и матери, значит оба его родителя пророки.
Вернемся к Б-жьему человеку, пришедшему к Эли. «…и сказал (человек Б-жий) ему: так сказал Г-сподь: Я открылся дому отца твоего, когда были они в Египте, в доме Паро, и избрал его (Аѓарона) из всех колен Исраэлевых Себе в священники, чтобы восходить к жертвеннику Моему, чтобы совершать воскурение, чтобы носить эйфод предо Мною; и дал Я дому отца твоего (долю) от всех огнепалимых жертв сынов Исраэлевых. Отчего же попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения мои, которые установил Я для жилища (Храма Моего), а ты предпочитаешь Мне сыновей своих, раскармливая себя лучшим от всех даров Исраэля, народа Моего?» (Шмуэль I, 2:27-30).
Что мы видим из этого текста? Помимо справедливого укора, высказываемого Б-гом в адрес Эли через своего пророка, мы узнаем еще одну важную вещь. Оказывается, Аѓарон еще в Египте был пророком. Он был пророком до того, как туда пришел Моше. И Моше это знал. И именно потому вначале отказывался от миссии, для которой избрал его Всевышний, — не желая отбирать у брата пальму первенства.
О пророчестве, провозглашенном Аѓароном в Египте, мы знаем из книги пророка Йехезкеля. Вот оно: «Так сказал Г-сподь Б-г: Я — Г-сподь Б-г ваш! …Поднял Я руку Мою с клятвой — вывести их (сыновей Яакова) из Мицраим в землю, которую изыскал для них, текущую молоком и медом, краса она всех земель… И Я сказал: пусть отвергнет каждый мерзости, что перед глазами его, и идолами Мицраима не оскверняйте себя: Я — Г-сподь Б-г ваш. Но они… не хотели слушать. …И Я думал излить гнев Мой на них, истощить ярость Мою над ними в земле Мицраим. Но… чтобы не осквернилось имя Мое в глазах других народов, среди которых они находились, Я открылся им… и вывел из земли Мицраим, и привел их в пустыню. …И дал им заповеди Мои и законы Мои объявил им, чтобы исполнял человек и был жив ими…» (Йехезкель 20:5-13).
Человек Б-жий говорит Первосвященнику: ты, Эли, потомок Аѓарона. Ты коѓен, и как никто другой должен следить за порядком в доме Б-га. Однако порядка нет, сыновья нарушают законы, пиная жертвы, предназначенные Б-гу. «Поэтому так говорит Г-сподь: думал Я, что дом твой и дом отца твоего ходить будут предо Мною вовек. Но… не будет этого у Меня, ибо я чтящих Меня почитаю, бесславящие Меня, будут посрамлены» (Шмуэль 2:30).