Вернемся к пророчеству, касающемуся Эли. «И вот, наступают дни, когда подсеку Я силу твою и силу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем…». (Шмуэль I, 2:31 и далее).
Подобное предупреждение подразумевает что-то совсем не хорошее. (Речь идет о грядущем времени, когда будет построен I Храм, когда евреи будет вести себя праведно, все будет по всем правилам, как и должно быть в еврейском народе. Именно тогда потомки Эли пострадают. Сейчас, пока Храм не построен, сыновья Эли остаются священниками, но, как только возникнет Храм, они лишатся своей привилегии).
Но что означают слова «не будет старца в доме твоем»?
Когда кто-то умирает в младенчестве, еще не успев занять большого места в этом мире, горюет его мать, горюет отец, но проходит время и боль притупляется, стихает, – трагедия как-то забывается. Когда умирает старик, который пожил, родил детей, успел на своем веку многое сделать, смерть его воспринимается как естественный финал жизни. Но смерть в 25-30 лет — это самое болезненное, что можно себе представить. На взлете, в самом расцвете сил, имея жену и маленьких детей… В пророчестве говорится, что сыновья Эли будут умирать именно в этом возрасте. Не будет среди них человека-руководителя, лидера. И не будет у них возможности найти какую-то другую работу в каком-то ином месте, кроме Храма. Им придется приходить в Храм и быть на вторых ролях, служить за копейки. Знаком того, что это неизбежно произойдет, станет гибель сыновей Эли — Хофни и Пинхаса (тезки сына Эльазара). Они умрут в один и тот же день.
Это плохое пророчество. По преданию, плохое пророчество может измениться. Но если сбылся знак, пророчество сбудется так, как оно было дано, и нет надежды на спасение.
Рамбан рассматривает пророчество как некий теоретически возможный вариант, имеющий высокую степень вероятности. Когда физический знак сбывается, пророчество перестает быть потенциалом и становится практической вещью.
Вернемся к Шмуэлю. В то время, когда он появляется на свет, в мире нет пророчества как распространенного явления. Были и есть отдельные пророки: Хана, Элькана сейчас; Адам, Авраѓам, Ицхак, Яаков, Моше (самый великий пророк по уровню пророчества) – в прежние времена. Но Шмуэль начинает эпоху пророчества.
В Пиркей Авот (1:1) сказано: «Моше принял Тору на Синае и передал ее Йеѓошуа, Йеѓошуа — старейшинам, старейшины — пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых…»
Шмуэль приходит в этот мир, когда нет еще периода пророчества. Именно он начнет его, откроет дорогу пророчеству, словно в бассейне, полном водой, просверлит отверстие. И оттуда хлынет.