Итак, войско в сборе, жертвы принесены, посланников, принесших весть о войне, отсылают обратно с поручением: «Так скажите жителям Явейш Гильада: завтра, когда пригреет солнце, придет к вам спасение» (Шмуэль I, глава 11, 9).
«И пришли послы, и объявили жителям Явейша, и те обрадовались» (Шмуэль I, глава 11, 8). Действительно, был повод радоваться, не очень-то там надеялись, что кто-то придет их спасать.
У нас есть целый свод правил ведения войны.
Одно из них касается времени начала операции. Желательно, чтобы это было между полуночью и утром, и не с одного, а с трех фронтов сразу, дабы обескуражить врага.
Почему выбирается такое странное время? Ночь делится на три стражи (по одному из мнений, на четыре, есть спор по поводу числа смен). И в тот момент, когда ангелы сменяют друг друга, они поют гимны Всевышнему. В Шмот (14:24) сказано: «И вот, в утреннюю стражу…»
Именно в это время свершаются наиболее грандиозные победы.
Кстати, в это время Всевышний потопил египтян, ринувшихся в проход расступившегося перед евреями моря. Они видели перед собой сушу, но оказались в смертельной ловушке — погребенными в морских пучинах. (В это время Всевышний запретил ангелам петь. Не должно быть гимнов в тот момент, когда люди тонут, даже если это враги еврейского народа).
Предпочтение при наступлении отдается предутренней страже, потому что воины во вражеском стане сонные, вялые, им очень трудно собраться с силами и отразить нападение.
Шауль все сделал по правилам. Он разбил еврейское войско на три отряда, чтобы двинуть их сразу с трех флангов; евреи врезались во вражеский стан и, как обещали, побили аммонитян еще до наступления полуденного зноя. В ужасе разбежалось вооруженное до зубов могучее войско. Как сказано: «…уцелевшие рассеялись так, что не осталось из них двоих вместе» (Шмуэль I, глава 11, 11).
Народ видит, что Шауль сильный царь, способный заступиться за еврейский народ и победить. Даже глухие окраины могут чувствовать себя в безопасности, когда во главе государства стоит такой царь!
Ничего подобного со времен вторжения в Эрец Исроэль под водительством Йеошуа еще не случалось. Действительно, теперь есть повод для ликования и прославления доблестного и добродетельного царя!
Читаем: «И сказал народ Шмуэлю: “Кто говорил, Шаулю ли царствовать над нами? Давайте сюда этих людей, и мы умертвим их!”» (Шмуэль I, глава 11, 12).
Но Шауль сказал, что никто не будет предан смерти в этот день победы, ибо сегодня совершил Г-сподь великое спасение в Израиле.
И тогда пророк Шмуэль воззвал к народу: «Пойдем в Гильгаль и обновим там царство! И пошел весь народ в Гильгаль и поставил там Шауля царем перед Г-сподом в Гильгале, и зарезали там мирные жертвы перед Г-сподом, и весьма веселились там Шауль и все израильтяне» (Шмуэль I, глава 11, 15).
Так проходит третий этап коронования Шауля на царство, когда, наконец, весь народ его принял.
(Интересно, что Гильгаль — это первая остановка на территории Израиля во время вхождения народа в Землю обетованную под водительством Йеошуа).
На этом заканчивается 11-я глава первой книги Шмуэля.