Эпоха, которая начинается с приходом Шмуэля, в Пиркей Авот называется «период пророков».
Шмуэль открывает этот период, а Ирмеяѓу закрывает, после чего на протяжении семидесяти лет пророчество постепенно иссякает. Подобно резервуару, питавшемуся от мощной трубы, которую теперь перекрыли, источник пророчества еще способен давать человечеству какие-то капли. Последней капелькой становится пророк Малахи. После него пророков больше нет.
Откроем книгу Шмуэля на 3-й главе и разберем 1-й стих.
«А отрок Шмуэль служил Г-споду при Эли; слово же Г-сподне было редко в те дни, видение было не часто». Казалось бы, здесь употреблен ненужный повтор: «редко» и «не часто». Но слово «нечасто» в иврите имеет еще одно значение — «не прорвалось» (корень нифрац). Вспомните, первый сын Йеѓуды и Тамар носит имя Перец — Прорвавшийся, что являет собой полную смысловую противоположность.
К приходу Шмуэля пророчество было готово, но не имело выхода, оно было исключительно редким. Когда же Шмуэль получает свое первое пророчество, «Резервуар Пророчества» прорывается, и становится так много пророков, что в книге Шмуэля и в книге Царей мы встречаем их уже не только поодиночке, но и целыми группами.
Вот пример: «…и будет, когда войдешь ты в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты…» (Шмуэль I, 10:5).
Описание того, как Шмуэль получает свое первое пророчество, открывает нам много нового. Справедливости ради стоит сказать, что такие описания встречаются у нас не часто. Только четверо удостоены этого: Моше, Ирмеяѓу, Йешаяѓу и Шмуэль.
Мы будем проводить параллель между Моше и Шмуэлем, так как они считаются подобными (сам царь Давид неоднократно сравнивает их в псалмах).
Итак, посмотрим, как происходило получение Шмуэлем первого пророчества. Чтобы понять все его особенности, вспомним, на какие зоны доступности подразделялся храмовый двор в Шило. Первосвященник мог находиться везде, в том числе, в Святая Святых в Йом Кипур. В Святилище, то есть туда, где стоит жертвенник, могли заходить коѓаним (священники), доступ левитам был сюда закрыт. Левиты могли находится лишь в той отдаленной части двора, которая была доступна всем остальным евреям.
Итак, Эли — Первосвященник, а Шмуэль только левит. Сказано, что Эли находится на своем месте, но глаза его потускнели и мир вокруг померк. Он утратил способность видеть. Возможно, от возраста (срок его жизни 98 лет). Но почему подчеркивается, что Эли в таком состоянии?
Как говорит предание, те, чьи дети или ученики неправильно себя ведут, – расплачиваются потерей зрения.
Зрение дано нам, чтобы мы пользовались им, внимательно наблюдая за тем, что творится вокруг нас, и вмешиваясь при необходимости. Глаз первым наталкивается на неправильное. Увидев нарушения в поведении, воспитатель обязан их исправлять. Но если этого не происходит, Б-г «забирает» глаза за ненадобностью.
В Танахе у нескольких человек было отобрано зрение: у Ицхака (согласно одному из объяснений, из-за того, что он был отцом Эйсава), у Эли (из-за его сыновей) и у Ахии Ашелони (из-за ученика по имени Иеровам, царя северного царства Израильского, всеми силами стремившегося отдалить свой народ от Иерусалима). Нельзя не упомянуть и Цидкияѓу, последнего еврейского царя, ослепленного царем Вавилонским Невухаднецаром (приказавшим выколоть Цидкияѓу глаза). Считается, что Цидкияѓу не сумел использовать свое зрение, – не исправил народ и допустил разрушение Храма, – из-за этого и был ослеплен.
У Яакова к концу жизни также ослабели глаза, но считается, что причина была другой — он 22 года оплакивал любимого сына Йосефа. И, несмотря на слабость глаз, обладал внутренним зрением, которое позволяло ему видеть еще лучше.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.