Отношения между Пниной и Ханой

между Пниной и Ханой

Пожалуй, имеет смысл остановиться подробнее на сложных отношениях, сложившихся между Пниной и Ханой, женами Эльканы. Как говорится, «мы из них многое учим».

Есть в иудаизме понятие Авера лиШма – грех во имя Вс-вышнего.

Оно подразумевает совершение чего-то плохого с хорошими намерениями. Бывает, что без плохого поступка невозможно обойтись. Например, террорист врывается в здание аэропорта (универмага, школы, больницы…), он угрожает жизни многих ни в чем не повинных людей. Придется убить его. Убийство – страшный поступок, грех, но по необходимости его совершают, чтобы спасти многих невинных… Или другой пример. Вы видите, что кто-то ошибается, поступает неправильно, думает неверно, плохо себя ведет. Вы считаете нужным сделать ему замечание, высказать порицание… Вы понимаете, что ему будет неприятно, но уверены, что это ваш долг – способствовать тому, чтобы этот человек исправился.

И тут есть очень важный момент, о котором всегда следует помнить!

Если я делаю хороший поступок и испытываю при этом удовольствие, это удовольствие не разрушает моей заслуги.

Но если я совершаю плохой поступок, пусть даже во имя Вс-вышнего, и испытываю при этом удовольствие, итог получается обратный: удовольствие ликвидирует положительную нацеленность действий и превращает мой поступок в абсолютный грех.

По преданию, Пнина мельком виделась с Ханой по дороге в Храм. По прибытии на место, они жили бок о бок. Во дворе рядом с Храмом сидели рядом, за одним столом. Пнина часто поддевала Хану своими вопросами. Утром интересовалась: «Ты уже послала деток в школу?..». Днем спрашивала: «Ты купила сыновьям сапожки?..». Женщине, у которой за 19 лет брака не родилось ни одного ребенка, невероятно больно слышать подобное.

После 10 лет бездетного супружества Элькана воспользовался правом взять себе вторую жену. К моменту описываемых событий у него от Пнины 10 детей.

На самом деле, Пнина хочет, чтобы у Ханы тоже были дети, и считает, что именно сейчас лучшее время для молитвы – когда еще молитва Ханы может быть так ясно и полно услышана на Небесах?!

Хана должна молиться, считает Пнина, и все же в ее вопросах-уколах имеется микроскопическая толика превосходства, а значит, и наслаждения…

(Кстати! Если мы должны высказать кому-то что-то порицающее или неприятное ради его же пользы и во имя Небес, – мы не вправе этого делать, если имеем хотя бы маленькую обиду на этого человека. Потому что наш положительный поступок неизбежно приобретет окрас удовольствия и мы получим обратный эффект).

Элькана утешает Хану: «Не плачь! Разве я для тебя не лучше, чем 10 сыновей?» (Именно из этих слов Эльканы делается вывод, что у Пнины 10 сыновей). 10 в иудаизме – полноценное и целостное духовное число, существующее уже вне физического мира. (7 – это духовность внутри физического мира; например, мы имеем 7 дней недели, 6 из которых будни, а 7-ой Шабат).

Хана пророк. Вероятно, ей открыто, что ее ребенок, если родится, привнесет в этот мир особый свет святости. Так почему столько лет Б-г не слышит ее молитвы?!

«Зачем ты так сильно хочешь ребенка? – спрашивает муж. – Я, конечно, понимаю. Женщины не занимаются Торой, и ты надеешься, что твой сын, если родится, будет великим в Торе. Но ведь и то, как ты меня поддерживаешь, дает тебе заслугу в Торе, – заслугу, не меньшую, чем если бы ты родила десятерых сыновей и отослала бы изучать Тору».

А Хана доведена до предела. Она не ест, не пьет, плачет и молится у стен Храма.

Продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.