Маѓараль говорит, что Б-г сотворил человека, «рассчитанным» на большой выбор, даже максимально возможный.
Но человек, имеющий выбор, всегда испытывает существенные затруднения. Чем меньший перед нами выбор, тех легче нам действовать правильно. Чем больше выбор, тем выше опасность неверного поступка. Чтобы избежать этой опасности, мы должны стараться максимально сжать область выбора.
Если человек не ощущает, что у него есть выбор, это означает, что он дошел до предела — самого высокого или до самого низкого уровня.
Чтобы проиллюстрировать опасность большого выбора, рассмотрим ряд примеров.
Некоторые либеральные родители декларируют право своих детей на самую широкую свободу выбора. Эти люди хотят, чтобы их дети увидели и узнали как можно больше, чтобы принимали самостоятельные решения… Однако они никогда не подразумевают, что готовы предоставить детям возможность попробовать жить в среде наркоманов, сутенеров, проституток и прочих отбросов общества.
Что касается каждого нормального человека, то он старается не попадать в ситуации с широким выбором. Он не хочет стоять перед выбором убить кого-то или не убивать; украсть у кого-то или не красть; сказать о ком-то что-то плохое или не говорить. Наличие большого выбора, это всегда большой вопрос, как человек поведет себя, правильно или нет. Цель любого человека — это цель суда, то есть создание той ситуации, в которой есть только одно решение и нет выбора. (Суд никогда не присуждает на выбор, или казнить, или помиловать. Только одно из двух).
Чем человек нам ближе, тем сильнее, интуитивно, мы стремимся оградить его от выбора, который может привести ко злу.
Ко мне на лекции приходят разные девушки. Встречаются среди них и такие, которые не очень хорошо себя ведут, а потом сокрушаются, говорят, что, да, они не на высоте, и сетуют, что жизнь их идет неправильно, но они не знают, как с собой совладать. Есть лишь один метод. Он в подобных случаях хорошо работает.
Я прошу девушек представить, что это их дочери ведут себя плохо. И они сразу же возмущаются: «Нет! Как это дочери? Моя дочь не может так поступать!». «Так почему же вы не любите и не цените себя — так, как любите и цените вашу дочь?» – спрашиваю я.
В то время, как мы стремимся сузить наш выбор, Всевышний, наоборот, — стремится, чтобы он у нас был как можно более широким.
То, что Шмуэль не хочет дать народу царя, свидетельствует о его стремлении сузить для народа выбор. Но Всевышний говорит ему, что таково предназначение народа — получить максимально возможный выбор и его реализовать.
«И пересказал Шмуэль все слова Г-спода народу, просившему у него царя» (8:10).
Слова Всевышнего переданы в следующих, с 11-го по 17-й, посуках, из которых мы видим, как и чем определяется форма царской власти, являющаяся конституционной монархией.
Перечисление «обычаев» показывает, каковы права царя и что он может требовать от народа: «…сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим и всадникам своим, и будут они бегать перед колесницами его; и поставит одних у себя тысяченачальниками и пятидесятиначальниками, а (другие) будут пахать пашни его, и жать жатву его и делать ему воинское оружие и принадлежности для колесниц его. А дочерей ваших возьмет в составительницы (благовоний), в стряпухи и булочницы. А лучшие поля ваши, и виноградники ваши, и масличные сады ваши возьмет он и отдаст слугам своим. И от посевов ваших и виноградников ваших возьмет он десятую часть и отдаст царедворцам своим и слугам своим. И рабов ваших, и рабынь ваших, и лучших ваших юношей, и ослов ваших возьмет он и использует для своих работ. И возьмет он десятую часть мелкого скота вашего; и сами вы будете ему рабами».