Напутствие Шмуэля – Восток и Запад, два направления в жизни

восток и запад

 

Итак, продолжим объяснение напутствия Шмуэля. Напомним, что люди, упомянутые в стихах, делятся на три группы, как показано в таблице:

Что за люди, сколько их, что их характеризует Место, где находятся эти люди Их отношение к Шаулю
1. Два человека Рядом с могилой Рахель Будут говорить с Шаулем об ослицах
2. Три человека

Один несет троих ягнят.

Второй — три халы.

Третий — сосуд с вином.

Все они идут к Дому Б-га

 

 

Две халы отдает Шаулю
3. Группа пророков Холм Всевышнего Шауль должен объединиться ними и тоже пророчествовать
В первой строке приведенной таблицы два человека символизируют базисный уровень нашего народа, те две противоположные сути, которые есть в каждом из нас.

По существу, это два типа наклонностей, или предпочтительных удовольствий.

Первый тип — стремление к насыщению; насытившись, человек на какое-то время остается удовлетворенным (это удовольствия физического порядка — еда, сон, сладости, алкоголь и т.п.). Второй тип — стремление к тому, что никогда не возможно удовлетворить до конца (это деньги, власть, почет…). Этими двумя типами стремлений, можно пользоваться и хорошо, и плохо. Если не знать границ, и то и другое обретает знак «минус».

Кредо первого типа стремлений: сейчас пусть будет хорошо, а потом неизбежно плохо.

(Например, мне нравится шоколад. Огромное удовольствие наслаждаться его особенным вкусом! Хочу, чтобы шоколада было как можно больше! Целая плитка! Нет, две! А лучше килограмм шоколада! …Но да, я знаю, что после съеденного шоколадного килограмма… мне станет плохо. Неделю, а может и месяц, я не смогу на него смотреть… Зато сейчас хорошо!). Это область страстей. Тут всегда, если меры нет, сейчас хорошо, потом обязательно плохо.

Кредо второго типа — сейчас плохо, но потом хорошо.

Сейчас нужно много работать, не спать, не видеть семью, не отдыхать. Зато есть уверенность, что потом будет чудесно  — такова область власти, денег, почета… (Здесь работают тяжело ради будущего, живут исключительно завтрашним днем; в то время как приверженцы первого типа живут исключительно сегодня: сейчас я имею все, а дальше — трын-трава!).

Кроме того, два этих типа символизируют восток и запад.

Восток — удовольствия, расслабленность, неторопливость, стремление жить сегодняшним днем; и запад — там все бегут, делают деньги, славу, почет и т.д.

Сейчас эти два человека находятся у могилы Рахель, они хоронят свои души. (Рахель — символ души).

Группа, присутствующая в следующей строчке — те, кто идет в дом Всевышнего. Они еще не там, но туда устремлены.

Первый из них не хочет ничего физического, он несет ягнят, предназначенных для принесения в жертву; он стремится отдать Всевышнему все, что имеет.

Второй человек также идет в Дом Всевышнего, но понимает, что каждому нужен хлеб; хлеб — это то минимальное, без чего невозможно прожить. Этот тип людей символизирует ту часть еврейского народа, которая будет для Шауля главной поддержкой. Два хлеба — это 2000 человек, которые пойдут за ним.

Третий тип в этой же строчке — это те, кто идет в дом Всевышнего, прихватив с собой мех вина. Люди такого типа хотят всегда и от всего иметь удовольствие. Шаулю они ничего не дадут.

И есть последняя группа в последней строке — это те, кто уже на холме Б-га, они дошли до цели. Шауль должен объединиться с ними и быть, как они.

Сказано, что в последней группе будут пророки с музыкальными инструментами, — считается, что врата музыки и врата пророчества — самые близкие врата.

В нескольких местах ТАНАХа мы встречаем пророков и рядом — музыкальные инструменты. Наверное, потому, что музыка поднимает настроение, а пророчество с плохим настроением получить невозможно. Так например, во второй книге Царей, (глава 3, 4-15 стихи) отражен исторический момент, когда после крайне неприятного эпизода пророку Элише не удается пророчествовать;  он просит, чтобы привели к нему музыканта. Музыканта приводят. Дар пророчества возвращается.

Несколько небольших дополнений.

Холм Всевышнего — это холм, где находится ковчег завета.

Два человека, которых Шауль встретит первыми, будут к моменту встречи уже не у могилы Рахели, а в Цэлцахе. О чем говорит название этого места? На этот счет есть множество комментариев. Раши приводит, что речь тут идет об Иерусалиме. Почему? Потому что Цэл — это тень, цах—светлое или ясное. Светлое и ясное — это Всевышний. (К примеру, в Песне Песней то же слово использовано стихе, где говорится: «Мой друг светел и румян» – 5 глава, 10 строка). Имеется в виду место Храма, т. к. Иерусалим это то место, где есть тень Всевышнего.

Все перечисленное предназначено Шаулю не случайно, но потому, что он потомок Биньямина. Это тень того обещания, которое было дано Всевышним Яакову накануне рождения Биньямина: «от того, кто родится сейчас, пойдут цари».

Последнее из напутствий, данных Шмуэлем Шаулю, следующее: «Сойди прежде меня в Гилгал, куда и я сойду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв. Семь дней жди, пока я не приду к тебе и извещу тебя, что тебе делать» (10-я глава, 8-й посук). Здесь говорится о том, что произойдет не сейчас, а примерно через год. Шаулю уготовано тяжелейшее испытание, которым испытывают каждого из нас и весь еврейский народ в целом. В тот момент, когда мы выдержим этот экзамен, причем выдержим абсолютно правильно, будет исправлен весь мир. Речь идет о способности ждать столько, сколько назначено. Эта способность обусловливает будущее благополучие. (Шауль не выдержит семидневного ожидания, поторопится; это будет описано в 13-й главе, в 8-14 стихах).

Первый грех человечества — в том, что плод от древа познания съеден Адамом раньше срока.

Если бы он выдержал ожидание, если бы дождался наступления Шабата, он получил бы этот плод в виде вина или хлеба. (По одному из мнений, запретный плод был пшеницей, по другому — виноградом. Теперь во искупление первого греха, мы долгих три года не имеем права есть плоды молодых деревьев).

Нетерпение — наш самый тяжелый грех и самый трудно поддающийся исправлению. Тому мы видим массу примеров.

Готовясь к получению Торы на горе Синай, народ поднимается до уровня первого Человека, еще не согрешившего, но, не дожидавшись Моше, народ падает — создает золотого тельца рано утром, когда до прихода Моше остается лишь несколько часов.

И это повторяется на протяжении веков.

Мы делаем все правильно, только не вовремя: или слишком рано, или слишком поздно. Желание сделать любую вещь тогда, когда хотим, сидит в нас глубоко и прочно.

Вот сейчас (через год) Шаулю дана возможность исправить грех нетерпения, но он ее упускает. Это тяжелейшее испытание, которое он не выдерживает. А в остальном, все замечательно. Сказано, что когда Шауль повернулся от Шмуэля, он словно стал другим человеком, у него сделалось много сил. Ему были добавлены качества мужественности и власти. (Каждый из нас порою чувствует, что может свернуть горы; Шаулю была передана эта внутренняя сила).

Он доходит до холма Всевышнего, встречает там пророков и становится одним из них.

Когда туда приходят те, кто знал его раньше, перемены в нем вызывают их изумление. Он пророк? Но чтобы стать пророком, нужно было сначала учиться в школе (Йешиве), где развивали разум и логику, а потом идти в специальную школу пророков, где развивали воображение. Такое правило существовало всегда и для всех. Не было случая, чтобы человек просто так, без подготовки, получил пророческий дар, при том, что даже отец его и мать не пророки.

(На иврите есть выражение: «Что, Шауль тоже пророк?». Так говорят, когда кто-то демонстрирует качества, которых никак от него не ждут).

Шауль со слугой идет дальше, встречает родного дядю. Тот спрашивает, куда они ходили. Шауль рассказывает, что были у Шмуэля и тот сказал, что ослицы найдены. О том, что он помазан на царство — ни слова.

Таково все потомство Рахель. И Биньямин, и Шауль, и Эстер скромны, они “держат веретено молчания”, ничего не рассказывая без особой нужды. Они совсем не лишены красноречия, и могут вполне хорошо сказать, но не говорят. Их молчание громкое.

продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.