Действительно, Хана хочет ребенка не для себя, она хочет дать его Б-гу. Она готова к тому, что ей не придется насладится материнством. И сейчас она призывает Вс-вышнего, называя Его «Б-г воинств».
По преданию, Хана — первая в мире, кто назвал Вс-вышнего именно так.
Нам известны 10 форм, в которых Вс-вышний проявляет Себя в этом мире: Милостивый, Судья, Хозяин и т.д. … Для нас важно, кто первым назвал то или иное имя Создателя и кто первым раскрыл это имя. Не всегда название и раскрытие совпадают. Авраѓам раскрыл одно имя, Ицхак еще одно и Яаков еще одно… Хана называет и раскрывает два имени Творца. (Это говорит о ее высочайшем уровне!). Два имени — это две формы проявления Творца: Элоким Цеваот и Ашем Цеваот (Б-г армий, Г-подь армий) — первое имя говорит о милости Создателя, второе о Его Суде.
Цеваот — армия, самая организованная вещь в мире. Армия имеет абсолютно четкий порядок. Собственно, четкий порядок присутствует во всем мире, но мы не всегда способны его заметить. То, что Вс-вышний все время правит миром в абсолютном порядке проявляется только тогда, когда построен 1-й Храм. А Хана, молясь о рождении Шмуэля, который помажет на царство Давида, чей сын возведет Храм, уже видит те лучики священного света, происходящего от Порядка в Мире, которые проявятся во времена Храма.
Вернемся к Хане, молящейся у стен Храма. На самом простом уровне, ее молитва означает: «Вс-вышний, ты сотворил две армии — армию небес и армию земли. Те, кто на Небесах, не едят, не пьют, не рожают детей и не умирают. Воины Армии земли едят, пьют, размножаются, умирают, оставляя после себя следующее поколение. Если я не рожаю, значит я не умру? Но если ты хочешь, чтобы я умерла, сделай так, чтобы я родила». Конечно, она говорит дерзко, на равных. «Если Ты увидишь страдания рабы своей…» (В подтексте: если не увидишь, я Тебе покажу). «Если вспомнишь…» (Если не вспомнишь, напомню!) «Если не забудешь…» (Если и забудешь, сделаю так, чтобы вспомнил!)
И при этом трижды Хана называет себя рабыней Вс-вышнего. (1 глава, 11 строка)
Как это может сочетаться с ее дерзостью и почему?
Есть три особых закона для женщин — отделение Халы, соблюдение святости еврейской семьи и зажигание субботних свечей. Считается, что если женщина их не соблюдает, она подвергает себя опасности во время родов. Хана называет себя рабыней трижды, потому что все предписанное исполняет должным образом. (То есть соблюдает законы, установленные Хозяином).
Имя Хана — аббревиатура, составленная из первых букв тех трех слов, которыми определяются главные законы для женщин. Возьмите слова на иврите хала, нида и адлакат ѓанер, и вы получите имя Хана.
Хана молит: «Вс-вышний, если ты меня помнишь, не забудь!»
На иврите «помнить» и «существо мужского рода» — называется одним и тем же словом — захар. Хана просит: «Если Ты меня вспомнишь, дашь сыновей, а если не забудешь, дашь дочерей». (Так говорит Устное предание). И еще один вариант понимания этих слов: Ты дашь твоей рабыне людское семя (самое обыкновенное). Ей нужен ребенок не высокий и не низкий, не глупый и не умный, одним словом, ничем не выделяющийся. Она не хочет, чтобы ее сын был не таким, как все. Она не хочет, чтобы он был сверх одаренным. Ведь особенному человеку всегда тяжело с другими людьми.
Есть и другое мнение. Хана просила праведного человека (значение слова «люди» может трактоваться как праведники).
Еще одно мнение утверждает, что Хана просит ребенка, который будет не как один, а как минимум двое (именно поэтому тут употребляется множественное число).
И Шмуэль действительно соответствует сразу двоим — он параллелен Моше и Аѓарону, вместе взятым.
Когда Хана родит, она отдаст ребенка Вс-вышнему на все дни его жизни.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.