Мелех – народ для царя или царь для народа?

мелех

Если вы помните, в прошлый раз мы уделили большое внимание вопросу о том, что такое царь в иудаизме.

Мы рассмотрели гематрию слова в целом и значение каждой ивритской буквы, составляющей слово «царь» – мелех – в отдельности;

мы говорили о том, какими качествами обязан обладать человек, восходящий на престол еврейского царства; и что он должен требовать от подданных; и что гарантировать им (и т. д.)…

Тема царя в иудаизме так глубока и обширна, что ее просто невозможно полностью охватить, не выходя из нашего формата. И все же, есть еще целый ряд вопросов, которые, как мне кажется, стоит разобрать, прежде, чем мы пойдем дальше.

Практически, царем может стать каждый. В обобщенном смысле царь — это любой праведный человек, который умеет управлять своими страстями.

Вовсе не значит, что праведник должен задушить или погасить все свои эмоции и страсти. Но быть хозяином страстей, уметь с ними совладать и ими управлять он обязан.

По сути, царь и праведник — одно и то же. Так рассматривает понятие «царя» Рабби Йеѓуда Ѓалеви в книге «Кузари».

Вот фрагмент из ведущегося в «Кузари» диалога:

«…Сказал хазар (хазарский царь): Какими качествами должен обладать у вас тот, кто считается благочестивым человеком (то есть праведником)?..

…Сказал мудрец: благочестивый человек у нас — не тот, кто удаляется от мирских дел, воспринимая мир как бремя и становясь бременем для этого мира… Напротив, благочестивый человек должен любить мир и долгую жизнь, потому что благодаря этому он приобретает жизнь в Будущем мире…»

Ну вот, есть царь и у него есть подданные… (Для человека его подданные — это его эмоции и страсти). Обязанность царя давать и требовать. Если он будет только требовать, но мало давать, это не хорошо, подданные станут несчастными, какое-то время будут терпеть, но потом учинят бунт и свергнут царя; если царь будет только давать, но не требовать, подданные обленятся, перестанут служить, ходить на работу, и обрекут государство на крах. В управлении царством необходим баланс и разумный подход.

То, как устроено царство, символично, а сам царь символизирует человека, воплощая в себе его отличие от животного. Рассмотрим, что имеется в виду.

У большинства млекопитающих, которые ходят на четырех ногах, важнейшие органы жизнеобеспечения расположены на одном уровне, горизонтально.

А человек — существо прямоходящее; на самом высоком уровне у него голова, разум, в центре сердце — вместилище эмоций (они очень важны, потому что являются мотором, Маймонид называет эмоции тем, что «возбуждает движение»); ниже у человека печень, место средоточия страстей.

Когда человеческий «организм» функционирует правильно, печень «перерабатывает» страсти, не давая им взять верх. Заметьте, у алкоголиков и наркоманов печень разрушается в первую очередь. Такие люди ничего не могут сделать с убивающей их страстью выпивать или получать все большие дозы.

На иврите мозг — моах; сердце —лев; печень — кавед; аббревиатура, составленная из первых букв этих слов, — мелех, царь.

Слова должны следовать именно в этом порядке, чтобы их первые буквы были «обратны» ходу алфавита. Если порядок изменить и выстроить по ходу алфавита, получится калем — уничтожение, или, как второй вариант, клюм — ничего.

Действительно, когда печень становится во главе организма, а разум отправляется в самый низ, ничего хорошего ждать не приходится. Сказано, что у фараона «сердце стало тяжелым» (ушло вниз). Между прочим, печень, кавед, означает еще «тяжесть», и «уважение». «Тяжелое сердце», это сердце, опустившееся до уровня печени (страстей); печень встала на место сердца (эмоций). Страсти и эмоции оказались на одном уровне и человек стал практически неуправляем.

Мы много раз говорили, что алфавит в иудаизме имеет огромное значение. Сначала Всевышний сотворил алфавит, а потом с помощью десяти речений создал мир. Если понимать, как устроен алфавит, можно дойти до сути всего.

Юд десятая буква алфавита (гематрия юд — десять, что значит — миньян, полноценное общество).

По существу, нет различия — 10, 100 или 150 членов общества. Уже 10 может символизировать государство. А вот буквы мем, ламед, каф (образующие слово царь, мелех) идут после буквы юд, но, как мы отметили выше, в порядке, обратном алфавиту.

Царь по сути своей — это как будто обратный порядок. Потому что, во-первых, сначала общество, потом царь, а во-вторых, несмотря на то, что царь намного выше народа, он как бы опускается к нему.

Будь царь образован буквами, идущими по порядку алфавита, это был бы диктатор.

продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.