Конфликт в Явейш Гильаде

явейш
11-я глава начинается тем, что в местности под названием Явейш Гильад назревает военный конфликт.

Царь Нахаш Аммонитянин (напомню: нахаш — змей) вместе со своим войском располагается станом напротив евреев на восточной стороне реки Иордан. (Тут мы граничили с тремя народами: на севере с аммоном, в центре с моавом, на юге с эдомом).

В это время только что избранный царь Шауль где-то там далеко, у себя дома. Он вообще пока что не видит себя царем, кто-то принес ему подношение, и он принял, кто-то не принес ничего, он смолчал, кто-то оскорбил его и унизил — тоже без последствий…

А тут в Явейш Гильаде евреи в ужасе. Их всего только горстка, и они понимают, что силы неравны, в случае нападения Нахаша, им перед мощным, до зубов вооруженным вражеским войском не устоять. И они видят единственный выход — предлагают Нахашу союз, говоря, что готовы служить ему, быть рабами.

«И сказал им Нахаш Аммонитянин: «Я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз, и будет это позором для всего Израиля» (Шмуэль I, 11:2).

И сказали тогда старейшины Явейша: «В таком случае дай нам сроку семь дней, и мы пошлем послов во все пределы Израиля. Если нам никто не поможет (в войне против тебя), тогда примем твои условия».

Удивительно и непонятно! Если Нахаш вознамерился воевать с евреями, с какой радости он дал согласие ждать семь дней? Что это за политические игры?

Постараемся разобраться. Как известно, евреи только что изменили свой статус. Избрав царя, они изменили ситуацию во всем регионе. Государство с царем более престижно, в государстве есть величие, оно объединяет людей. Если есть государство, то его подданные уже не племена, а народ. Что-то, что происходит в отдаленном регионе государства, затрагивает интересы всего государства, и царь должен этот регион защитить — таковы законы государственного престижа. Если царь не может защитить своих подданных, значит, он не царь.

Нахаш хочет всем продемонстрировать, что еврейское государство — полная глупость, что царь Израиля — ноль, ничто, и евреев можно как угодно унизить.

Для этого ему нужно спровоцировать конфликт. Ему важна не столько война, сколько демонстрация. Хотят пойти просить помощи? Да пусть идут, на здоровье! Их царь ничем им не поможет! И это только яснее покажет, что на деле представляет собой новоявленное еврейское государство.

Трагизм ситуации, в которой оказались сейчас евреи Явейш Гильада, усугубляется еще одним обстоятельством. О нем мы читаем в книге Шофтим (в 19-й, 20-й и 21 главах), где рассказано о страшном групповом преступлении, совершенном мужчинами колена Биньямина. (В подробности мы сейчас не будем входить). Возмездием за тот чудовищный грех было почти полное уничтожение колена. В живых осталось 400 девушек и 600 парней; между ними составилось 400 семейных пар, а еще двумстам оставшимся без пары юношам дали жен из других колен.

Сейчас население Явейш Гилада — это дети и внуки тех самых четырехсот поженившихся биньяминян. То, что Нахаш собирается с ними сделать, тем более драматично, что сам Шауль происходит из колена Биньямина. А если он не защитит их, то кто защитит?.. Ясно, что некому защищать!

Теперь попробуем понять, что такое для жителей Явейш Гилада правый глаз. Почему Нахашу понадобилось лишить их именно правого глаза?

Первое и самое простое объяснение — глаза более всего заметны на лице, отсутствие одного и того же глаза у всех, кто живет в Явейш Гиладе, будет ужасным унижением.

Однако, это еще не ответ на вопрос, почему именно правый глаз.

Второе объяснение более глубокое — филистимляне запретили евреям ковать железо, о чем будет сказано немного дальше (Шмуэль I, глава 13, 19-22). И в результате, евреи вообще не имеют мечей, за исключением двух человек — Шауля, и его старшего сына Йонатана, который должен будет стать наследником царского престола. Если предстоит воевать с кем-либо (Нахашем, или любым другим врагом), или если понадобится защищать себя от кого бы то ни было, оружие евреев — луки со стрелами и пращи. В колене Биньямина все мужчины были великолепными снайперами. И сказано, что «…из всего народа этого было семьсот человек отборных, которые были левши, каждый из них бросит камень в волос и не промахнется» (Шофтим, 20 глава, 16 строка). Для таких людей самым важным органом является правый глаз; в тот момент, когда его отбирают, они становятся беспомощны.

Третье мнение — это еще более высокий уровень.

Еврейский народ рассматривается как единый организм, соответственно тому, как устроен человек. Так царь — это сердце, а Санѓедрин — глаза. Глаза то, что нам помогает, подсказывает, куда идти, чтобы не сбиться с правильной дороги, и куда ходить не следует, чтобы не споткнуться и не упасть… Об этом сказано в Торе (Ваикра, 4:13), где речь идет об ответственности Собрания за ошибки всего общества.

Какую цель преследует Нахаш своим желанием выколоть правый глаз всем, кто живет в Явейш Гиладе? Уничтожить Санѓедрин! Более того, на иврите глаз — айн, буква айн имеет гематрию 70. В Санѓедрин входят 70 Судей.

Четвертое объяснение, еще более высокого уровня: Нахаш хочет уничтожить Тору.

Он требует, чтобы евреи Явейш Гилада дали ему свои свитки Торы, поскольку ему нужно стереть то место, где сказано, что аммонитянин не может войти в общество Г-спода до 10-го поколения (Дварим 23, 4). Если Нахаш отберет свитки Торы, то понятно, что это повлияет на веру всего народа.

Посланники приходят к Шаулю, который все еще не видит себя в роли царя и отсутствует. Он в поле, вспахивает его волами.

Царя нет, и посланники рассказывают народу, зачем пришли и что сказал им Нахаш. Каждый, кто их слышит, плачет. (Обычно слезы — результат беспомощности. Они показывают, что невозможно себя защитить).

Но вот, Шауль возвращается домой, ему рассказывают все снова, и на него нисходит дух Всевышнего (то есть, он ощущает в себе великую силу). Шауль испытывает страшный гнев, это реакция сильного человека, и она придает ему много дополнительной энергии.

Он берет ту самую пару волов, на которых пахал, разрезает на куски и шлет во все пределы Израиля со словами: «Кто не пойдет за Шаулем и Шмуэлем, так будет сделано с волами его» (Шмуэль I, глава 11, 7).

«И напал страх Г-сподень на народ, и вышли они все, как один человек» (Шмуэль I, глава 11, там же).

продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.