Начнем с того, что все известные нам книги пророков мы делим на две группы. К первой относятся Йеѓошуа, Шофтим, Шмуэль и Книга Царей. Ко второй — Йешаяѓу, Йирмияѓу, Йехезкель и 12 Малых пророков.
Книга, предваряющая Книгу пророка Шмуэля — Шофтим (Судьи). Книга, следующая за Шмуэлем — Мелахим (Цари). И Книга Судей, и Книга Царей рассматривают законы царства и форму власти. Главные герои Книги Шмуэля — это, в начале, пророки Эли и собственно Шмуэль и, во второй половине, цари Шауль и Давид.
Кажется, можно было бы «разрезать» книгу Шмуэля пополам и первую половину присоединить к Судьям, а вторую к Царям. Но мы видим, что всё наоборот: Шмуэль выделен из Книги Судей, а Давид из Книги Царей, они объединены в отдельную Книгу Шмуэля. Сделано так потому, что Шмуэль выше всех остальных судей, а Давид выше всех остальных царей. Такое выделение позволяет Шмуэлю и Давиду «не потеряться».
О том, кто написал Книгу Шмуэля, предание говорит: от начала и до 25-й главы — сам Шмуэль (в 25-й главе он умирает); завершили эту Книгу два его современника — пророки Натан и Гад.
Шмуэль также написал Книгу Рут и Книгу Шофтим.
Из 17-й, 18-й и 19-й главы Книги Шофтим мы узнаем о двух крайне болезненных и постыдных для нас историях, связанных с грехом, совершенным людьми по отношению к Б-гу, и грехом между человеком и человеком. Первая история: Миха, живущий на горе Эфраима, создает идола, которого обслуживает левит из Бейт-Лехема Иудейского (понятно, что здесь грех между человеком и Вс-вышним).
Вторая история описана в 19-й главе, она о насилии и убийстве. Здесь главные действующие лица — левит, живущий на горе Эфраима, и его жена-наложница из Бейт-Лехема Иудейского, которую насилуют и убивают (совершая грех между человеком и человеком).
Таким образом, Книге Шмуэля предшествуют два страшных рассказа, в каждом из элькоторых задействован кто-то из левитов, имеющих отношение к горе Эфраима, а также кто-то из Бейт-Лехема Иудейского. Лица, участвующие и в том, и в другом преступлении, как будто между собой «перекликаются».
Каждый грех портит мир. Тяжкие грехи — тем более.
В Книге Шмуэля ведется рассказ о людях, которые придут из тех же мест и будут исправлять испорченное предшественниками. Отец Шмуэля — с горы Эфраима, левит. Царь Давид — из Бейт-Лехема Иудейского. По сути, задействованы те же самые силы, только теперь они направлены в противоположную сторону — исправляют еврейский народ. Но об этом чуть позже.
Продолжение следует
Благодарим журнал “Голос Яакова” и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.