Мы уже говорили, что в пророчестве, полученном Шмуэлем для Эли и его сыновей, содержалось проклятие дому Эли – его потомки узнáют нужду, и ни один из сыновей не сможет дожить до преклонных лет. Интересно, может ли вообще быть исправлено это проклятие? И если да, то как? Понятно, что жертвоприношение не поможет и минха тоже не поможет, но хоть что-то может помочь?
Оказывается, да, может! Исправление возможно Торой, молитвой и хорошими поступками.
Откуда мы это знаем?
Известно о трех потомках Эли, вошедших в историю. Один из них рав Каѓана (он так долго молился, что стоящий перед ним рав Хия не мог закончить свою молитву – ему некуда было отступить три шага). Когда рав Хия спросил, почему рав Каѓана так долго творит молитву, тот ответил: «Ты разве не понимаешь? Я из дома Эли, и это единственное, что может продлить мои дни, ведь жертвоприношение мне не поможет!»
Считается, что молитва продлевает жизнь на 20 лет, Тора и молитва еще на 20, а Тора, молитва и милости, которые человек делает другим людям – еще на 20.
Рассказывают, что в Иерусалиме была семья, в которой все юноши умирали, едва достигнув возраста 18 лет. Пошли с вопросом к раву Йоханану Бен Закаю. Он сказал, что, судя по всему, эта семья – потомки Эли. Значит, нужно заниматься Торой, молиться и совершать добрые дела, чтобы жить дольше. Совета послушались, ситуация стала не такой тяжелой. С тех пор в память о раве Йоханане бен Закае этот род называется родом Йоханана.
Всегда, даже в самых ужасных обстоятельствах евреи обязаны находить правильный выход.
Но вернемся к пророчеству Шмуэля.
Шмуэль понимает, что оно адресовано Эли. И понимает также, что Эли спросит о его содержании. Ведь оно было дано голосом Эли, причем Шмуэль трижды подбегал к нему, откликаясь на зов, в то время, как это был зов Б-га. Шмуэлю совершенно не хочется раскрывать Эли об этом тяжелейшем предупреждении. Он лежит до утра, не сомкнув глаз, но и встать не торопится.
Наступает утро. Левиты открывают двери храмового двора, Шмуэль поднимается, на душе у него тяжело, он пытается скрыться от Эли, но Эли его зовет. «Шмуэль, сын мой, я готов. Что тебе сказал Всевышний? Расскажи мне все! Если не расскажешь, он сделает тебе то же самое!»
Эли видит, что Шмуэль получил тяжелое пророчество, отпираться невозможно, и Шмуэль рассказывает все, ничего не скрывая.
Так же, как одному еврею нельзя проклинать другого, так нельзя и угрожать проклятием, даже в виде условия, как это делает Эли. Несмотря на то, что Шмуэль от него ничего не скрыл, обещание проклятия срабатывает, и, как говорит Устное Предание, потомки Шмуэля именно поэтому в течение продолжительного времени не идут по его стопам. В духовном смысле род Шмуэля не продолжился. В нем не рождались больше духовные лидеры народа.
Теперь что касается самого Первосвященника Эли. Он воспринял проклятие Всевышнего, склонив голову.
Мы уже отмечали, что Шмуэля сравнивают с Моше, и приводили различные «точки совпадения». Вот еще одна. Все, что говорил Шмуэль, исполнялось (как и то, что говорил Моше). И весь Израиль, от севера до юга, знал, что Шмуэль – верный пророк Всевышнего. (Точно так же весь народ Пустыни относился и к Моше).
Но есть между Шмуэлем и Моше различие. Пророчества Моше звучали только пока он был жив, а Шмуэль произнес пророчество даже после смерти – когда царь Шауль вызвал дух его во время спиритического сеанса.