Итак, Шмуэль мажет Шауля на царство без каких бы то ни было свидетелей. Об этом мы узнаём из 1-го стиха 10-й главы.
А следующий стих и несколько стихов за ним выглядят, как странное напутствие. Приведем этот фрагмент полностью:
«Когда пойдешь ты от меня сегодня, то встретишь в пределах Биньяминовых, в Цэлцахе, двух человек, что сейчас у могилы Рахели, и они скажут тебе: «Нашлись ослицы, которых ты ходил искать; и вот, отец твой, перестал (беспокоиться) об ослицах, беспокоится о вас, говоря: «Что делать мне с сыном моим?» И пройдешь оттуда дальше, и дойдешь до теребинта (теребинт — дерево, священный дуб) Тавора, и встретят тебя там три человека, поднимающиеся к Б-гу в Бэйт-Эль. Один несет трех козлят, другой три каравая хлеба, а третий несет мех вина. И будут они приветствовать тебя и дадут тебе хлеба, и ты возьмешь из рук их. После этого дойдешь до холма Б-га, где станоначальники Плиштимские; и будет, когда войдешь ты в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и впереди них арфа, и тимпан, и свирель, и кинор; и они пророчествуют. И снизойдет на тебя дух Г-сподень, и ты будешь пророчествовать с ними, и станешь иным человеком. И вот, когда сбудутся с тобой эти знамения, тогда делай то, что сможет рука твоя, ибо с тобой Б-г» (Шмуэль I: 2-7).
Что это? – спрашивают комментаторы. Почему у могилы Рахели Шаулю встретятся два человека, а в Бейт-Эле три? Что значит ноша в их руках? И что это за пророчествующие?
Мальбим дает следующее объяснение: Шмуэль преподает Шаулю быстрый курс под названием «Представление о еврейском народе».
Ведь до сих пор Шауль был далек от внешнего мира и с трудом в нем разбирался. Вспомним, не он, а слуга, предложил идти к провидцу, когда стало понятно, что своими силами сбежавших ослиц не найти. И именно слуга, а не Шауль, знал, в каком городе живет пророк, где его нужно искать. Став царем, Шауль не вправе иметь подобные «пробелы» в кругозоре и Шмуэль в ускоренном порядке эти пробелы ликвидирует.
Он делит еврейский народ на три части и объясняет, как должен царь к ним относиться — в целом ко всем трем частям и к каждой из них по отдельности (см. гл.10, 2-6).
Итак, в 10-й главе, со 2-го и по 7-й стих, пророк говорит о странных вещах, которые явно имеют символическое значение. Так трактует Мальбим.
Ключевой стих этого фрагмента: «Когда сбудутся с тобой эти знамения, делай то, что будет в твоих руках».
Разбор стихов мы приведем, используя систематизирующую таблицу (см. внизу этой страницы):
№ | Что за люди, сколько их, что их характеризует | Место, где находятся эти люди | Их отношение к Шаулю |
1. | Два человека | Рядом с могилой Рахель | Будут говорить с Шаулем об ослицах |
2. | Три человека:
Один несет троих ягнят. Второй — три халы. Третий — сосуд с вином. |
Все они идут к Дому Б-га
|
Две халы отдает Шаулю |
3. | Группа пророков | Холм Всевышнего | Шауль должен объединиться с ними и тоже пророчествовать |
Представленные в этой таблице три группы символизируют три разные прослойки еврейского народа. Подробнее о каждой из них мы поговорим в следующий раз…