Встреча Шауля со Шмуэлем – Помазание на царство

царство

Но возвратимся к Шмуэлю и Шаулю (Шмуэль I, 9:20).

Представившись, Шмуэль говорит гостю: «Поднимись впереди меня на высоту, и поедите вы со мной сегодня, и отпущу тебя утром, и все, что на сердце у тебя скажу тебе. А об ослицах пропавших три дня назад, не тревожься, ибо они нашлись. И кому все вожделенное в Израиле, как не тебе и дому отца твоего!»

Шауль понимает, что это значит, и крайне удивлен. Он никогда не рвался стать царем.

Он говорит: «Ведь я из колена Беньяминова. Зачем же говоришь ты мне такие слова?» Действительно, ему трудно постичь, как человека из самого младшего колена могут сделать царем! (Шмуэль I, 9:21)

«Но взял Шмуэль Шауля и слугу его и ввел в комнату, и дал им место во главе званных, а было их около тридцати человек» (Шмуэль I, 9:22).

Число присутствующих указывается не случайно. Тридцать символизирует царство.

Итак, жертва принесена, и Шмуэль велит повару подать Шаулю голень. Если бы эту жертву принесли в Храме, голень бы отдали первосвященнику. Но так как сейчас жертвы приносят в любом месте, самая почетная часть жертвы полагается самому важному человеку.

«…И ел Шауль со Шмуэлем в тот день. И сошли они с высоты в город, и беседовал он с Шаулем на кровле. И встали они рано, и было, когда занялась заря, позвал Шмуэль Шауля на кровлю и сказал: встань, и провожу я тебя. И встал Шауль, и вышли они оба из дома, он и Шмуэль. Когда подходили к краю города, Шмуэль сказал Шаулю: вели слуге, чтобы он пошел впереди нас, – и тот пошел вперед, – а ты постой теперь, объявлю я тебе слово Б-жье» (Шмуэль I, 9:24-27)

Разберем этот текст, так как в нем есть важные символы. Дважды упоминается понятие крыши. Оно не только намекает на то высокое положение, которое вот-вот займет Шауль, но и говорит о его физической и духовной высоте. То, что Шмуэль с Шаулем «встали рано, когда занялась заря», – тоже не случайно. Указано именно то время, которое соответствует колену Биньямина.

Это время между ночью и днем — на утренней зорьке и вечером на закате. Почему?

Потому что Яаков именно так благословил Биньямина, младшего из своих сыновей: «он, как волк хищный, утром будет есть добычу, а вечером делить добычу».

Время, когда занимается заря, самое холодное, самое темное, самое неприятное время суток, –  нет ни солнца, ни луны.

По преданию, 22-й псалом, Давид посвятил Эстер (она ведь тоже из колена Биньямина). В псалме он говорит об утренней заре, времени, когда видна Венера. Он называет зарю Аелет ѓаШахар; временем, когда солнце еще не взошло (Шахор — значит черный; утренняя молитва не случайно называется Шахарит; идеально начинать молиться до восхода солнца, чтобы Тфилат Амида можно было прочесть с восходом).

Вот как соответствуют первые цари времени суток: Шауль – это когда восходит заря, Давид – это когда солнце приближается к полудню, Шломо – солнце в зените.

Период Шауля – непростой, проблематичный, а для самого Шауля бесперспективный и трагический.

Как обычно, колено Биньямина – должно приготовить все и уйти. Шауль уйдет, лишь наполовину выполнив свою роль, он будет убит на войне вместе с тремя сыновьями.

За первую его ошибку (мы говорили о его ошибках в прошлой статье) его потомство лишится права править; за вторую ошибку, он лишится царства сам. Шмуэль объявит Шаулю волю Всевышнего и сообщит, что вместо него на царство помазан другой.

А пока Шмуэль, попросив Шауля отослать слугу вперед, без свидетелей мажет его на царство.

«И взял Шмуэль сосуд с елеем, и полил на голову его, и сказал: вот, помазал тебя Г-сподь в правители удела Своего» (Шмуэль I, 10:1).

(Обращает на себя внимание то, что не сказано, из какого-то сосуда Шмуэль помазал Шауля; значит, в данном случае не важно, что за сосуд, как и не важна его форма. Когда Шмуэль будет мазать Давида, он сделает это из рога с маслом, – там все будет конкретно, ничего случайного, ничего необязательного).

Помазав Шауля, Шмуэль напутствует и целует его.

Поцелуй – понятие духовного единения (в отличие от объятий – объединения физического).

Шмуэль любит Шауля как избранника Б-га, уважает его и чувствует полное с ним единение.

продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.