Вернемся к строкам ее молитвы. Хана говорит, что бездетная родила семерых. Кого она имеет в виду? Себя? Но сама она не родила семерых, хотя после Шмуэля у нее еще рождались дети (2:21). «…И вспомнил Г-сподь о Хане, и она зачала и родила трех сыновей и двух дочерей». У комментаторов расходятся мнения: входит ли Шмуэль в число перечисленных детей Ханы? Или имеются ввиду дети, родившиеся после него? В любом случае, детей у Ханы не семь, но только шесть или пять. Тогда откуда эта цифра семь?
Каждый раз, когда Хана беременела и рожала, у Пнины, второй жены Эльканы, умирало двое детей. Первый раз казалось, это случайность, второй — тоже. Но когда Хана беременеет в 5-й раз, у Пнины живы всего два ребенка. И теперь абсолютно ясно, что это Всевышний отбирает ее малышей, взамен рождающихся у Ханы. (Таков результат упреков и уколов, которые Пнина когда-то позволяла себе в адрес Ханы. Она это делала из лучших побуждений, желая, чтобы Хана молилась и тоже родила, но между женщинами безусловно был элемент соперничества, и в речах Пнины была, хоть и малая, но все-таки толика высокомерия. Теперь пришла расплата). Узнав, что Хана снова беременна, Пнина бежит к ней и падает в ноги, умоляя пощадить оставшихся у нее детей. Хана молится, дети Пнины не умирают. За счет этого они считаются детьми Ханы. Вот вам и семеро! Таково одно из мнений.
Есть и другое. В начале 8-й главы (2-й посук) сказано, что у Шмуэля было два сына. Для Ханы дети Шмуэля — все равно, что собственные дети, и поэтому у нее их семеро.
Есть и такое мнение, что Шмуэль не входит в число пятерых детей, но он равен сразу двоим — Моше и Аѓарону. Значит, всего у Ханы семеро.
Еще одно объяснение. Мир сотворен за 7 дней. Максимум, что только можно получить в физическом плане, — семь. С рождением Шмуэля Хана получила все, что могла получить, то есть семерых детей.
Когда кто-то умирает, сидят шивъа — 7 дней. Гематрия слова шивъа (семь): шин = 300, бет = 2, айн = 70, гей в конце = 5; всего 377. Гематрия имени Шмуэль: шин = 300, мем = 40, вав = 6, алеф = 1, ламед = 30, всего 377.
«Всевышний убивает и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает» (2:6). По Торе, единственный, кто действительно был опущен в ад — это Корах. Хана его потомок. Произнеся этот стих, она подняла Кораха из ада.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.