В 3-ей строке 1-й главы 1-й книги Шмуэля говорится: «И поднимался человек тот из своего города в Шило из года в год поклоняться и приносить жертвы Г-споду Цеваоту; а там два сына Эйли — Хофни и Пинхас, священники Г-спода».
По еврейскому закону, все евреи должны были три раза в год (на Песах, Шавуот и в Суккот) совершать алия ла-регель – приезжать в Шило, город на земле Эфраима, где приносятся жертвы Б-гу.
(Миновало время, когда велись войны за захват страны, а принесенный из пустыни Мишкан стоял в Гильгале, первой остановке за Иорданом. Через 14 лет Земля Обетованная была в основном освоена. Мишкан демонтировали и спрятали. Евреи поставили промежуточный Храм в Шило. Он имел каменные стены, такие, какие будут у 1-го и последующих Храмов, но крыша оставалась такой же, как в Мишкане — из тканей и шкур. Храм в Шило простоял 369 лет).
В тот период, о котором рассказывает Шмуэль, главным священником Храма в Шило служит Эли. Сыновья его, Хофни и Пинхас, ведут себя не лучшим образом, и это отталкивает многих людей. Евреи не рвутся в Храм в назначенные даты.
Слова «И поднялся тот человек…» подразумевают Элькану, который все делает по собственной инициативе, никому не подражая и считая, что должен поступать так, как правильно.
По мнению Шла ѓаКадош, если люди к какой-то из заповедей относятся наиболее халатно, ее-то как раз нужно наилучшим образом соблюдать. Элькана это и делает. Евреям заповедано приходить в Храм трижды в год? Он делает это четырежды, прибавив посещение на Рош ѓаШана!
(Считается, что Хана молилась о ребенке как раз в этот «сверхурочный» приход, и ее молитва была услышана. И именно поэтому первую главу и начало 2-й главы Шмуэля мы читаем в Рош ѓаШана).
Усиление заповеди посещения Храма — еще не вся заслуга Эльканы. Он жил недалеко от Храма, но никогда не шел к нему прямой дорогой, предпочитая выбирать кружной путь. Он не останавливался в гостиницах, но разбивал красивые шатры, и люди из окрестных поселений приходили узнать, кто он такой и куда направляется. «К Б-гу нашему в Шило! Пойдемте с нами!» – отвечал Элькана. Те поднимали головы к небу, вспоминали о Б-ге и заповедях, плакали, раскаивались, присоединялись, и в следующий раз уже не ждали приглашения, шли в Шило сами. А Элькана менял маршрут и заражал желанием идти к Б-гу новых евреев.
Постепенно для всех стало душевной потребностью трижды в году исполнять эту заповедь.
«Ты возвратил моих сыновей ко Мне, – сказал Элькане Вс-вышний, – ты их воспитал, сделал так, чтобы они соблюдали Мои законы, за это ты получишь сына, который станет склонять евреев к хорошему и будет приводить их к соблюдению заповедей».
Хана и Пнина в течение года не виделись, их встречи происходили только по пути в Шило. Пнина делала Хане больно, поддевая ее, упрекая бездетностью. Хана страдала, плакала, но это побуждало ее молиться о сыне.
Как говорится в устном предании, есть только два существа в мире, совершающих плохие поступки во имя Вс-вышнего — Пнина и Сатан. И говорится, что Мудрец, сказавший это, Рав Аха, удостоился того, что Сатан пришел и поцеловал ему ногу.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.