Тело и душа
Иудаизм отвергает обе крайности — с одной стороны, омерзительую сексуальную распущенность древнейших идолопоклоннических культов и, с другой, христианскую доктрину греха, изначально довлеющего над интимными отношениями полов, а вместе с ней и христианскую концепцию брака.
Гилуй арайот (кровосмешение и разврат) относится к числу трех смертных грехов, которых следует избежать даже ценой собственной жизни, в соответствии с повелением: «Умри, но не преступи!». Однако лишь запрещенные законом Торы формы сексуальной активности рассматриваются как грех и мерзость,, в то время как отрицательное отношение к интимной близости вообще иудаизму никак не свойственно. «Душа (дана) Тобой и тело — Твое», поэтому нет никаких причин для презрительного отношения к потребностям тела, при условии непрестанной заботы о запросах души.
Каббала учит, что Шхина (Божественное присутствие) обитает в доме лишь тогда, когда живущий в нем человек женат и сожительствует со своей женой (Зоар Бэрэшит, 1:122а)
Заповедь «Плодитесь и размножайтесь!» — первая из заповедей, данных человеку. Конечно, несомненно, что функция пола является естественной физиологической функцией, так властно заявляющей о себе, что нет человека, который избежал бы ее соблазнов. Однако, с другой стороны, при ее посредстве Творец заселяет мир, и в нем осуществляется Божественная воля. И это возвеличивает и освящает сферу пола.
Кроме того, интимной близости и содружеству супругов присуще нечто, выходящее за пределы требований продолжения рода. В первом из двух текстов Торы, посвященных созданию человека, где он представлен как создание, неразрывно связанное с природой, Создатель повелевает ему плодиться и размножаться, заполнить всю землю и овладеть ею, дабы властвовать над всеми созданиями земными, — исполнить эти повеления человеку помогают изначально заложенные в него инстинкт пола и стремление к власти (см. Бэрэшит 1:26-28).
Однако, во втором, более пространном тексте, посвященном созданию человека, где речь идет о его нравственной сущности, отсутствует даже упоминание повеления расплодиться и размножаться, и вместо него мы находим такие слова: «И сказал Бог Всесильный: нехорошо человеку быть одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему» (Бэрэшит 2:18). И далее: «Посему да оставит мужчина отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и станут единой плотью» (Бэрэшит 2:24). Взаимная любовь мужа и жены, их соучастие в любви — самодовлеющая цель, высокая добродетель, заповеданная и освященная Творцом. «Нехорошо человеку быть одному», — эти слова означают, что заложенная в человеке способность творить добро не может быть реализована, если у него нет пары, партнера, на которого он сможет излить свою бескорыстную любовь.
Еврейский взгляд на проблемы пола раскрывается в Алахе в форме необычайно убедительной и недвусмысленной. Например, хорошо известно бескомпромиссное отношение иудаизма к прелюбодеянию, и в этом находит выражение отвращение к любым запрещенным Законом сексуальным отношениям.
Способность преодолевать искушения, порождаемые инстинктом, — а еврейство всегда было в высшей степени реалистичным в оценке того ущерба, который может быть нанесен человеку половым вожделением, — есть не что иное, как проявление святости. Фрагмент Торы, содержащий перечень запрещенных половых связей, читается в синагоге в предвечерней молитве, исполненного высшей святости Дня Искупления, ибо соблюдение этих запретов приводит человека к нравственному возвышению и святости. В то же время, как уже было сказано выше, еврейский закон не только разрешает половые отношения в пределах дозволенного, но и поощряет их. Право на них считается законным правом женщины, не менее важным, чем право на получение пропитания и одежды, которыми муж обязан ее обеспечить. Этот взгляд на отношения полов признает их самодовлеющее значение, независимое от проблемы продолжения рода, важность которой не заслоняется. Еврейский закон не запрещает отношения полов в том случае, если они не приводят к беременности, как, например, людям пожилым, мужчинам, не способным к оплодотворению, женщинам, лишенным способности к зачатию, а также отношения в период беременности.
Во время брачной церемонии, происходящей под свадебным балдахином, произносят семь благословений. В одном из них благословляют Творца за то, что Он создал человека по Его образу и подобию и дал человеку возможность увековечить себя в своем потомстве. Как сказано об этом в Торе: «И создал Бог человека по образу Своему… мужчиною и женщиной создал Он их. И благословил их Бог и сказал им: плодитесь и размножайтесь!» В том, что человек, созданный по образу Божьему, наделенный душой, в то же время обладает сексуальным инстинктом и производит потомство, нет непоследовательности, изъяна творения или оплошности Творца. Еврейство не находит непреодолимого противоречия между Богоподобием и сексуальной природой человека, между телом и духом. Если душа человека и его сексуальная, алкающая природа борются друг с другом — это противоречие лишь видимое, не существенное.