Окаймленная лилиями – Введение

лилиями

Еврейская трактовка проблемы пола и сущности брака

«Живот твой — ворох пшеницы, окруженный лилиями» Песнь песней 7:3
«Сказал раби Леви: Как принято в мире, человек женится…
Когда она говорит ему: Я видела нечто, подобное красной лилии», — он мгновенно отстраняется от нее.
Почему он не приближается к ней?
Какой змей ужалил его, какой скорпион?
Это (удерживают его) слова Торы, которые нежны, как лилия. Ведь написано в ней:
«И к жене, (когда она пребывает) в отлучении в нечистоте своей, не приближайся…»
(Ваикра 18:19)»
Мидраш Раба на Песнь песней

Введение

Автором предпринята попытка описать институт еврейского брака на языке, понятном современному еврею. Институт этот — в равной мере священный и древний, бесценный, но малоизвестный, насущно необходимый, но подчас неверно понимаемый.

Надеюсь, что эта брошюра в какой-то мере будет способствовать как исполнению заповеди, принадлежащей к числу важнейших в иудаизме, так и устойчивости и благополучию еврейской семьи.

Большинство браков терпит неудачу. Этот простой и потрясающий факт должен запечатлеться в сознании каждой четы, собирающейся вступить в брак. Независимо от того, кончается ли неудачный брак разводом или нет, семейная жизнь превращается в рутину, полна напряженности, которая лишь изредка перемежается радостными периодами относительного счастья. Проигнорировать это и возложить на себя обязанности супружеской жизни, исходя из опасной романтической иллюзии «неминуемого» счастья — «ведь мы любим друг друга» — означает не что иное, как навлечь на себя разочарование и крушение надежд.

Решение вступить в брак — одно из самых судьбоносных решений, принимаемых человеком в течение жизни. Последствия же его так трудно предвидеть и они столь серьезны, что здесь недопустимы произвол и легкомыслие. Условия нашего исполненного напряжения изменяющегося общества не благоприятствуют благополучному, не станем уже говорить счастливому, супружеству. И тем не менее очень многие молодые люди, выбирая себе спутника жизни, задумываются не больше, чем когда выбирают школу или покупают новые платья. А даже если выбор является результатом серьезных и зрелых размышлений, в основе его лежит безотчетное предположение, что все само собой устроится, ибо в конечном счете «любовь всепобеждающа».

Это опасное заблуждение приводит к тому, что все творческие силы молодой пары и все ее заботы концентрируются на незначительных частностях предстоящей свадьбы, в то время как существеннейшие вопросы, связанные с самим браком, совершенно игнорируются.

Такое отношение к совместной жизни — предвестие катастрофы. При всем нашем уважении к романтической любви, очевидно, что она, не в состоянии разрешить все проблемы или, хотя бы, все семейные проблемы. В самом лучшем случае, брак между двумя, большей частью молодыми людьми, с ограниченным жизненным опытом, людьми, поверхностно знающими друг друга, — рискованная авантюра. Разрушительные силы нашего времени и резкие перемены, изменившие лицо общества, подточили его устои, сделали неуверенность и неустойчивость характерными для нашей жизни, расшатали институт брака, который по самой своей сущности опирается на взаимное доверие и постоянство, определенность и непрерывность. Шансы молодой пары на подлинное счастье ничтожны, если на пороге супружеской жизни они не предпримут сознательное усилие, чтобы заранее доискаться, как сделать прочным дом, который они собираются построить.

Отрасль знания, именуемая «чистота семьи», которой посвящены эти страницы, может вызвать недоумение тех, кто никогда о ней не слышал. Ограничения, накладываемые требованием чистоты семьи, вначале затруднительны даже для тех молодых супругов, которые выросли в традиционной еврейской семье. Однако, хотя и не может быть абсолютных гарантий, с этим институтом ничто не может сравниться по его действенности в укреплении основ семейной жизни. Каждый молодой человек, наделенный умом и чувством и кровно заинтересованный в том, чтобы внести свой личный вклад в построение прочной семьи, на собственном опыте убедится, что институт семейной чистоты воистину достоин восхищения и, в конечном счете, незаменим.

Возможно, не во всякой еврейской семье узы любви, ее связывающие, находят внешнее проявление, но любовь всегда присутствует в еврейском доме, будучи его фундаментом — основанием прочным и надежным, древним и освященным традицией, сформировавшей характер нашего народа.

Стихия пола в любви супругов здесь никогда не подавлялась, но скромность отвергала все низменное и вульгарное. А ограждение «красных лилий», периодическое самоограничение, оберегающее чистоту семьи, облагородило ее, просветлило и возвысило.

На этих страницах читатель не найдет исчерпывающих трактовок и указаний, а всего лишь вступление к теме, которое не касается самой практики соблюдения семейной чистоты. Чтобы ознакомиться с ней, следует обратиться к соответствующим источникам.

Автор не претендует на лавры первооткрывателя тех представлений и идей, которые здесь описаны. Некоторые из них почерпнуты им, прямо или косвенно, у ряда учителей и коллег в среде раввинов и на различных факультетах Ешивы-университета. Автор выражает им свою признательность. За все недостатки этой работы несет ответственность только автор.

Большая часть материала брошюры была использована в лекции, прочитанной в Клубе молодоженов Еврейского центра.

Эта брошюра опубликована на английском, португальском, испанском языках и на иврите.
Норман Лэм