Есть особая сфера, которая порождает очень много споров и противоречий, и говорить на эту тему однозначно непросто. Это скромность женской одежды.
Сама по себе тема скромности касается не только женщин, потому что Шульхан Арух уточняет вопросы скромности в отношении мужчин с не меньшей скрупулезностью: где и как одеваться и раздеваться, и так далее.
При этом семейная жизнь, личная жизнь супругов – вещь чрезвычайно освященная, и один из маленьких признаков этого – то, что Святая Святых уподобляется хедер митот, буквально – спальне. Кроме того, Керувим, фигурки на крышке Ковчега, которые символизировали любовь Всевышнего к нашему народу, находили иногда буквально обнявшимися друг с другом.
Семейная жизнь, когда муж и жена – это единое целое, когда все происходит в рамках правильной семейной жизни, вещь чрезвычайно освященная. Это – залог святости в нашем народе, залог того, что появятся на свет дети с возвышенной душой.
Поэтому женщина, которая одевается у себя в доме так, чтобы понравиться мужу еще больше, чтобы он полюбил ее еще сильнее, – это свято!
Однако, это касается только той ситуации, если речь идет о женщине и ее муже.
У женщин есть заложенное Всевышним желание нравиться. Это – часть женской натуры.
Это – очень здоровая сила и мощное подспорье укреплению семьи – если это происходит в рамках семьи, и направлено на то, чтобы нравиться именно мужу.
На мужа возложено непростое испытание: любить только свою жену, и не смотреть ни на какую другую женщину в мире, и для этого нужно, в первую очередь, чтобы жена была для мужа красивой, привлекательной. Более того, говорится, что мудрецу Торы подобает иметь красивую жену, потому что это очищает и спасает его от дурных помыслов.
Злое начало бьет в ту область, которая, с одной стороны, может быть вершиной святости, а, с другой стороны, если выйти за ее границы, становится страшным падением.
Женщина должна думать о том, как понравиться собственному мужу – иначе она не исполняет своих обязанностей перед ним. Дурное же начало говорит женщине поступить с точностью до наоборот: приходящего домой мужа можно встретить в несвежем халате (целый день занималась уборкой!) и первой попавшейся под руку шапочке (лишь бы не растрепанной). Однако для того, чтобы выйти наружу, выехать в город – надо быть непременно привлекательной!
Если это происходит в рамках цниута, просто потому, что так принято в определенных кругах – для дома халат, а для улицы парик – это не совсем правильно, но допустимо (встречаются же и элегантные халаты, и красивые головные уборы, и скромные парики). Однако если это выходит за рамки скромности – однозначно приводит к разрушению.
Святость еврейского семейного очага зависит от двух человек: от жены и от мужа.
Замысел Творца о семейном очаге таков, чтобы у главы семьи была только его жена, а не какие-то посторонние женщины, и не только в совместной реальной жизни, но даже в мыслях! И тем более, у женщины в голове не должно быть никакого другого мужчины. Семьи, построенные правильно уже по одному этому пункту, точно будут счастливы, потому что эта самая святая вещь будет точно освящена, и огромная браха не будет потрачена впустую!
Если же те силы, которые женщина должна пустить на строительство, уходят вне семьи – это не нейтральное действие, это прямое разрушение.
То есть, мы видим, что желание нравиться и умение нравиться, заложенное в женщинах – это великое благо, вопрос только в том, как ими пользоваться.
Если женщина использует свою красоту на то, чтобы привлечь мужа, чтобы привлечь его внимание с тем, чтобы он любил ее еще больше, – это настоящая святая женщина, и в семейной жизни у нее будет все в порядке.
Если же все эти силы используются только для выходов наружу, и не важно, как женщина при этом выглядит перед своим мужем, и ей важнее мнение о ее внешности соседей и других посторонних, – это разрушение.