Приятный запах – это источник большого наслаждения.
В нееврейском мире запахи играют огромную роль – достаточно обратить внимание на то, как развита во всем мире парфюмерная промышленность.
В мире Торы запаху тоже отведено важное место.
Наши мудрецы, благословенной памяти, даже установили специальные благословения на приятные запахи, хотя они никак не насыщают тело, а только доставляют удовольствие. Интересно, что число благословений на запахи сравнимо с числом благословений на еду: мудрецы выделяют пять благословений на разные виды запахов (боре эцей бсамим, боре исвей бсамим, шенатан рейах тов лаперот, боре шемен арев, боре миней бсамим) и шесть – для разных видов пищи (амоци, мезонот, агефен, аэц, аадама, шеаколь).
Все это говорит о большой важности и пользе благовоний в нашей жизни. В частности, большую роль в ней играют женские духи.
Основная их цель – шлом баит, укрепление связи между мужем и женой. И основное место использования – дом.
Следует пользоваться только нежными запахами. Так же, как музыка может быть нежной, мелодичной и возвышающей душу, а может быть грубой и разрушающей ее, вызывающей низменные страсти, так и запахи: нежный доставляет наслаждение душе, а резкий может очень отрицательно повлиять на человека.
Даже дома стоит избегать резких, острых запахов, поскольку подобает вести себя деликатно в любых условиях, чтобы сохранить естественную еврейскую скромность.
Вне дома же пользоваться духами надо очень осторожно, выбирая только очень нежные запахи, не привлекающие внимания, ощутимые лишь на близком расстоянии. Раши пишет (Йома, 75а), что «запах духов должен доставлять удовольствие их обладателю», то есть именно обладателю, но не окружающим.
Невозможно переоценить вред, наносимый женскими духами, если они используются в избыточном количестве, если их запах привлекает к себе излишнее внимание. Мудрецы сравнивают духи, используемые не по назначению, с ядом.
Пророк Йешаяу упрекает девушек своего поколения во многих грехах, в частности, в «стучании ногами». Талмуд поясняет, что в то время у девушек существовал обычай класть в туфли пахучие вещества, и, проходя мимо группы мужчин, притопывать ногами. При этом в воздухе возникал резкий запах, привлекающий мужское внимание.
Этот обычай, корни которого – в духовной нечистоте, объединившись с другими грехами, привел к разрушению Храма – источника святости Израиля.
Да будет угодно Всевышнему, чтобы мы не повторяли этих ошибок и удостоились присутствовать при строительстве Третьего Храма!
Сокращенный перевод – Х. Берман