Говорящая одежда

одежда
Невозможно представить себе человека без одежды, то есть Человека, а не маугли.

Если бы одежда только защищала тело от холода или других погодных условий, то почему же животные не нуждаются в дополнительном покрове?

Что же отличает нас от животного? Божественная составляющая – душа человека Говорящего! Вывод напрашивается сам собой: Одежда предназначена в большей степени для души человека. Это тоже разговор, Человека с Б-гом, с окружающими людьми, с самим собой.

Но одежда появилась только после греха, когда первый человек съел от Дерева познания Добра и Зла. И обнаружил, что он голый. До этого – «Были они голые и не стыдились» (Берейшит, 2:25)

Человек состоит из души и тела. В Ган Эдене  Адаму и Хаве было понятно, кто здесь главный, и для чего предназначен каждый орган.

Но после греха телесные потребности вдруг заявили о себе так громко, что заглушили голос души.

Тело заслонило душу и заговорило на своем языке потребностей и удовольствий. Адам и Хава, обнаружив грубую оболочку, решили прикрыть те места, которые возбуждали в человеке эгоистические желания, заставляли человека забыть о его предназначении в этом мире.

Набедренные повязки, которые Адам и Хава сделали себе сами, не помогли, они лишь усугубили проблему. Они стали указателями на то, что вдруг проявило свою силу. Вместо того чтобы спрятать, они стали подчеркивать, акцентировать внимание.

Всевышний подсказал правильный выход, – Он сам дал людям кожаные рубашки, покрывающие все тело.

Они прикрыли тело, придали ему целостность, поставили все на свои места. Такая одежда открывает те органы, в которых проявляется душа, сила милосердия: лицо, глаза, руки. Ведь ими можно утешить, одобрить, поддержать, помочь.

А почему одежда из кожи, а не льна или шерсти?  Наши мудрецы говорят: не “кожаные рубашки”, а “рубашка света”. На иврите слова «кожа» и «свет» произносятся очень похоже.

Свечение души стало возможно именно благодаря одежде.

Адам спрятал тело, чтобы дать душе солировать в их дуэте. Цниют – одна из функций одежды – спрятать тело, чтобы нам было легче разглядеть душу. Одежда может рассказать о наших телесных достоинствах, а может передать глубину личности. Мы сами всегда решаем: как расставить акценты, что подчеркнуть в своем образе, куда направить взгляд окружающих.

Одежда человека Говорящего может без слов рассказать нам о человеке: о его принадлежности к народу и группе, о его статусе и положении в обществе, о его характере и привычках. Знает ли он самого себя, обращает ли внимание на детали. Его настроение, предпочтения, отношение к другим людям. Цвет, силуэт, фасон, детали, материал, отделка – тот язык, который знаком женскому внимательному взгляду.

Одежда не всегда говорит правду.

Неспроста одежда на иврите однокоренное слово со словом «предательство», она и выдает нас с головой. А иногда она откровенно лжет, о том, кто находится перед нами, а иногда влияет на состояние, самоощущение, восприятие человеком самого себя.

А если одежда раскрывает внутренний мир, гармонирует с самим человеком, проявляет цельность личности, то нет стыда: «Левуш» – «ло бош». Она проявляет нашу цельность – «шлемут». «Симла» – платье – это буквы слова «шалем» – «шлемут», то качество, которое есть только у Всевышнего и Божественной души.

Стоит задуматься, что я «транслирую» окружающим.

Зададим себе несколько вопросов. Хорошо ли я знаю себя? Давайте откроем шкаф и проверим, кому принадлежит этот гардероб. Занятой многодетной маме, офисному работнику, романтической натуре, примерной жене, образцу женственности, законодательнице моды, примеру религиозной женщины. Или возможно я еще нахожусь в поиске своего «я». Если мой гардероб собран из случайных вещей, он, скорее всего, не рационален.

Если вы скажете, что у вас нет времени заниматься одеждой, ведь так много дел вокруг, то я напомню вам, что царь Шломо описывает нам, во что одета Эшет Хаиль, Тора подробно, во всех деталях, занимается одеждой коаним. Давайте вспомним, что наш дом – это маленький Храм. Человек, одетый не должным образом, выказывает неуважение к тому месту, где он находится, к тем людям, которые присутствуют рядом с ним. И у нас, как у коаним, тоже должны быть особые одежды.

Мы можем привнести атмосферу праздника в наш дом нарядным шаббатним платьем, или уютную домашнюю атмосферу в будни, встречая мужа красиво одетыми. Мы можем нашим нарядом рассказать мужу, как сильно мы его любим, а детям рассказать о нашей роли королевы, и об их статусе принцев и принцесс.