В Шаббат вечером, когда мы приходим домой, мы поем песню, которая начинается так: «Мир вам, ангелы-служители, высшие ангелы…», «Приходите с миром…», «Благословите меня миром…», а заканчивается она: «Идите с миром, ангелы мира…».
Удивительно: зачем мы говорим ангелам уйти? Почему бы им не остаться, чем они мешают?
Этот вопрос задает Хафец Хаим и отвечает, что мы приветствуем субботних ангелов, а прощаемся с ангелами будней. Подобно тому, что видел в своем пророческом сне наш праотец Яаков: ангелы других народов ушли, а ангелы народа Израиля пришли.
Однако можно ответить на этот вопрос и по-другому. Когда коэн [даже первосвященник] совершал обычное служение в Бейт а-Микдаше, другим людям было не запрещено находиться в том же месте в тот момент. Однако, когда коэн гадоль – первосвященник – входит в Святую Святых совершать служение, Тора приказывает: «Никого не должно быть в Шатре Собрания, когда он войдет ради искупления в Святилище, и пока он не выйдет» (Ваикра, 16:17), и мудрецы добавляют в мидраше: «Никого, даже тех, о которых написано: “их лица, как лицо человека”». То есть даже ангелам было запрещено там находиться в момент служения первосвященника. Почему?
Потому, что это момент соединения между Всевышним и народом Израиля, это момент близости, когда требуется абсолютное уединение. Так что даже ангелы, при всем уважении к их величию и святости, обязаны покинуть это место!
Когда мы выходим из синагоги в Шаббат вечером, ангелы провожают нас домой. Мы приходим туда и находим накрытый стол, готовый к трапезе. Мы встаем и говорим: «Мир вам, ангелы-служители… приходите с миром…», а также: «Благословите меня миром…».
А потом мы как бы говорим им: дорогие ангелы, сейчас мы собираемся освятить Шаббат кидушем на вино и приступить к субботней трапезе, которая обладает высочайшим уровнем святости. На этой трапезе «никого не должно быть в Шатре Собрания», поэтому – «идите с миром, ангелы мира».