По материалам уроков рабанит М. Леви (дочери рава Шимшона Довида Пинкуса)
Нам не следует забывать, что, наряду с запретами субботнего дня – есть столько всего разрешенного! Какой это великий день! Всевышний проводит его с нами! Это не просто красивые слова, это – реальность! Мы забываем обо всем, что тревожило и заботило нас в течение недели.
Только мы и Ты, Всевышний! В этом сила Шаббата.
И как печально, что именно в Шаббат может возникнуть пренебрежение молитвой. Девушка, которая каждое утро с чувством молится, в Шаббат решает подольше поваляться в кровати. Она бросает взгляд на часы, поворачивается на другой бок, еще немножко, еще… Потом, за пять минут до возвращения мужчин из синагоги, она вскакивает и вылетает на автостраду молитвы, делая знаки домочадцам: «Э! О-о! Ну, э-э…», скорей-скорей заканчивает и вваливается в Кидуш.
Шаббат – день, когда стоит встать пораньше и помолиться. Я вспоминаю, как молилась моя мама… В любой день ее молитва была особенной. Она молилась три раза в день. Шахарит она молилась нараспев, проговаривая каждое слово… Каждая ее молитва была для нас волнующим переживанием. Но мелодию, на которую ложились «Псукей дезимра» в Шаббат, я не могу забыть… Когда мы стали постарше, мама уходила утром в Шаббат в синагогу, а когда мы были маленькими, она ходила только на чтение Торы и на Мусаф. (Пропустить чтение Торы в синагоге – для нее это было немыслимо!) Шахарит она молилась дома, и я помню, как просыпалась под мелодию «Псукей дезимра». Для меня эта мелодия была неотъемлемой частью Шаббата.
В Шаббат есть немного больше времени, мы не такие уставшие. Мы можем по-другому помолиться, почитать недельную главу. Провести этот день с Всевышним.
Мои ученицы признаются иногда, что они не чувствуют этого, для них Шаббат на уровне ощущений не отличается от других дней. Поболтать с подружками, почитать интересную книжку, выспаться… Не более того.
Папа объяснял, что у евреев есть 613 заповедей. И почти каждую из этих заповедей могут выполнять и неевреи. И получать за это награду! Кроме Шаббата… Тот, кто проходит гиюр, не имеет права соблюдать Шаббат, пока не станет евреем. Мудрецы объясняют это при помощи аллегории. Если царь беседует с царицей, и в это время к ним врывается посторонний, неужели его не казнят?! Папа переводил эту аллегорию на понятный нам язык.
Еврейская свадьба. Строится новый еврейский дом. Жених и невеста в самый важный день в их жизни. Хедер ихуд. Они впервые остаются наедине. Вдруг распахивается дверь, и заходит уборщик со шваброй: «Извините, я должен тут убрать… Я вам не помешаю…». Конечно, его выставят из комнаты. Он еще как мешает! В хедер ихуд не место посторонним!
Папа объяснял, что Шаббат – это хедер ихуд Всевышнего и еврейского народа.
В нашем поколении чуждое нам мировоззрение запросто проникает к нам домой. Необязательно через дверь. Через книги, которые мы читаем, через одежду, которую мы надеваем, через стиль разговора… Все это нарушает наше уединение с Всевышним. Папа описывал ситуацию, которую он считал абсурдной.
Еврейская мама зажигает субботние свечи, молится. Потом она садится на диван, усаживает возле себя своих еврейских детей и … читает им нееврейскую сказку!
Шаббат – особенный день, когда нам следует трепетнее отнестись к тому, что мы читаем и о чем мы говорим. Если в Шаббат рядом с нами не будет ничего чуждого, там найдется место для Всевышнего. Мы будем наедине со Всевышним, и никто нам не помешает! Мы сможем запастись на всю неделю близостью к Всевышнему, верой во Всевышнего, ощущением Его присутствия.