По материалам уроков рабанит М. Леви (дочери рава Шимшона Довида Пинкуса)
Почему за нарушение Шаббата такое строгое наказание?
Мы затронем еще один аспект, который поможет нам правильно взглянуть на вещи. В законах Шаббата мы сталкиваемся с удивительным явлением, с которым мы почти не встречаемся в других еврейских законах. И явление это заставляет задуматься о том, что же происходит в Шаббат. В Шаббат запрещены многие действия. И запрет нарушения Шаббата настолько строг, что во времена Санедрина еврей, нарушивший, несмотря на полученные предупреждения, Шаббат при свидетелях, приговаривался к смертной казни, причем к самой тяжелой – к побиению камнями (скила). И ведь, вполне возможно, совершенное им действие было, казалось бы, незначительным, например, он снял сливки с молока запрещенным способом, нарушив запрет отбора (борер), его предупредили, что это делать запрещено, были свидетели, что он, приняв предупреждение, все равно это совершил, – он подлежит смертной казни через побиение камнями.
Да что же такого он сделал? Это, в самом деле, не понятно.
Впервые это случилось уже во второй после принятия Торы Шаббат с евреем, который вышел в Шаббат собирать хворост и был за это казнен. В чем же он так провинился? Мудрецы очень интересно определяют законы Шаббата как «горы, подвешенные на волоске». Представьте себе гору, подвешенную над нашими головами при помощи тонкого волоса, который вот-вот порвется, и, если он порвется, гора попросту упадет нам на голову. Малейшее нарушение может привести к самому страшному наказанию. Почему? Ведь по еврейским законам человек, сжегший свиток Торы (что представляется нам ужасным преступлением, и это действительно ужасно), наказывается палками. Не смертная казнь, и уж конечно, не скила. Вор не подлежит смертной казни. Многие проступки, которые в наших глазах видятся страшными, не заслуживают такого строгого наказания. Почему? Что же происходит? Что особенного в законах Шаббата? И что мы должны из этого выучить?
Прежде чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, отметим еще один момент. В иудаизме есть еще одна похожая ситуация, когда, чуть оступившись, можно заработать смерть с Небес. Везде, где речь идет о Храме и о законах, связанных с Храмом и с жертвоприношениями, есть очень строгое отношение к выполнению этих законов, и так легко промахнуться и заслужить смерть. Если кто-нибудь откроет «Бейт абхира» Рамбама, он ужаснется, увидев, как много таких законов.
Более того. Один день в году один еврей заходил в самое святое место Храма, и там не нужно было совершать какого-то неверного действия, достаточно было одной неверной мысли, чтобы уже не вернуться оттуда живым!
Мудрецы сообщают нам, что Первосвященник заходил в Святая Святых в Йом Кипур, обвязанный веревкой, одна неправильная мысль – и он уже не возвращался своими ногами, а вытягивался за эту веревку. Не действие, только мысль! Известно, что представители колена Леви предъявляли Моше претензии, что законы, связанные со службой в Храме, чересчур суровы. Рамбан говорит, что одна из причин того, что колено Леви было самым малочисленным, заключается в том, что работа в Храме попросту убивала их! Почему? Почему такое строгое отношение к законам Храма?
Приведем пример:
Представьте себе человека, которого мучают боли в руке. Он приходит к врачу, врач направляет его сделать рентгеновский снимок, и снимок показывает, что в руке, да смилуется Всевышний, есть какое-то образование. Врач объясняет пациенту, что необходима срочная операция. В назначенный день он появляется в операционной, и неопытный хирург, которому больше подошла бы профессия сапожника, делая операцию, промахивается на сантиметр, задевает магистральный сосуд и… рука пациента остается парализованной на всю жизнь! Парализованная рука – это ужасно. Чтоб вам этого никогда не знать!
Моя сестра тяжело пострадала в аварии, которая унесла жизни моих родителей.
Мы видели много чудес, мы получили сестру в подарок, никто не думал, что она выживет. Жизнь ее полна испытаний и тяжелых приговоров, один из которых – это парализованная рука. Невозможно описать, как мы обязаны благодарить Всевышнего за все, что Он дает нам, в частности, за две руки! Представьте себе девушку, которая вынуждена все делать одной рукой. Как можно сделать одной рукой хвостик на голове? Невозможно! Завязать шнурки? Не может! Расстелить скатерть? С трудом. Помыть посуду? Это займет в восемь раз больше времени. Мы даже не отдаем себе отчета, как много мы пользуемся двумя руками. Жизнь с парализованной рукой – это совсем другая жизнь… И все-таки, при всех сложностях, жизнь продолжается!
А теперь представьте себе человека, которого мучают боли в голове или в груди. И поход к врачу заканчивается операцией на мозге или на сердце. И не надо сантиметра, и даже миллиметра. Достаточно, чтобы врач промахнулся на долю миллиметра, чтобы жизнь пациента закончилась.
То есть, если речь идет о безжизненном внешнем органе, это очень и очень печально, но, если речь идет о поврежденном внутреннем органе, от которого зависит вся жизнь человека (сегодня ни один врач не делает такую операцию без микроскопа), маленькая промашка может обернуться большой трагедией.
В иудаизме тоже есть внешние и внутренние органы. Не будем вдаваться в подробности, нам важно понять, что чем строже Всевышний относится к соблюдению каких-то законов, чем страшнее наказание за их нарушение, тем важнее орган, с этими законами связанный.