Шаббат – операция на сердце

операция на сердце
По материалам уроков рабанит М. Леви (дочери рава Шимшона Довида Пинкуса)

Почему за нарушение Шаббата такое строгое наказание?

Мы затронем еще один аспект, который поможет нам правильно взглянуть на вещи. В законах Шаббата мы сталкиваемся с удивительным явлением, с которым мы почти не встречаемся в других еврейских законах. И явление это заставляет задуматься о том, что же происходит в Шаббат. В Шаббат запрещены многие действия. И запрет нарушения Шаббата настолько строг, что во времена Санедрина еврей, нарушивший, несмотря на полученные предупреждения, Шаббат при свидетелях, приговаривался к смертной казни, причем к самой тяжелой – к побиению камнями (скила). И ведь, вполне возможно, совершенное им действие было, казалось бы, незначительным, например, он снял сливки с молока запрещенным способом, нарушив запрет отбора (борер), его предупредили, что это делать запрещено, были свидетели, что он, приняв предупреждение, все равно это совершил, – он подлежит смертной казни через побиение камнями.

Да что же такого он сделал? Это, в самом деле, не понятно.

Впервые это случилось уже во второй после принятия Торы Шаббат с евреем, который вышел в Шаббат собирать хворост и был за это казнен. В чем же он так провинился? Мудрецы очень интересно определяют законы Шаббата как «горы, подвешенные на волоске». Представьте себе гору, подвешенную над нашими головами при помощи тонкого волоса, который вот-вот порвется, и, если он порвется, гора попросту упадет нам на голову. Малейшее нарушение может привести к самому страшному наказанию. Почему? Ведь по еврейским законам человек, сжегший свиток Торы (что представляется нам ужасным преступлением, и это действительно ужасно), наказывается палками. Не смертная казнь, и уж конечно, не скила. Вор не подлежит смертной казни. Многие проступки, которые в наших глазах видятся страшными, не заслуживают такого строгого наказания. Почему? Что же происходит? Что особенного в законах Шаббата? И что мы должны из этого выучить?

Прежде чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, отметим еще один момент. В иудаизме есть еще одна похожая ситуация, когда, чуть оступившись, можно заработать смерть с Небес. Везде, где речь идет о Храме и о законах, связанных с Храмом и с жертвоприношениями, есть очень строгое отношение к выполнению этих законов, и так легко промахнуться и заслужить смерть. Если кто-нибудь откроет «Бейт абхира» Рамбама, он ужаснется, увидев, как много таких законов.

Более того. Один день в году один еврей заходил в самое святое место Храма, и там не нужно было совершать какого-то неверного действия, достаточно было одной неверной мысли, чтобы уже не вернуться оттуда живым!

Мудрецы сообщают нам, что Первосвященник заходил в Святая Святых в Йом Кипур, обвязанный веревкой, одна неправильная мысль – и он уже не возвращался своими ногами, а вытягивался за эту веревку. Не действие, только мысль! Известно, что представители колена Леви предъявляли Моше претензии, что законы, связанные со службой в Храме, чересчур суровы. Рамбан говорит, что одна из причин того, что колено Леви было самым малочисленным, заключается в том, что работа в Храме попросту убивала их! Почему? Почему такое строгое отношение к законам Храма?

Приведем пример:

Представьте себе человека, которого мучают боли в руке. Он приходит к врачу, врач направляет его сделать рентгеновский снимок, и снимок показывает, что в руке, да смилуется Всевышний, есть какое-то образование. Врач объясняет пациенту, что необходима срочная операция. В назначенный день он появляется в операционной, и неопытный хирург, которому больше подошла бы профессия сапожника, делая операцию, промахивается на сантиметр, задевает магистральный сосуд и… рука пациента остается парализованной на всю жизнь! Парализованная рука – это ужасно. Чтоб вам этого никогда не знать!

Моя сестра тяжело пострадала в аварии, которая унесла жизни моих родителей.

Мы видели много чудес, мы получили сестру в подарок, никто не думал, что она выживет. Жизнь ее полна испытаний и тяжелых приговоров, один из которых – это парализованная рука. Невозможно описать, как мы обязаны благодарить Всевышнего за все, что Он дает нам, в частности, за две руки! Представьте себе девушку, которая вынуждена все делать одной рукой. Как можно сделать одной рукой хвостик на голове? Невозможно! Завязать шнурки? Не может! Расстелить скатерть? С трудом. Помыть посуду? Это займет в восемь раз больше времени. Мы даже не отдаем себе отчета, как много мы пользуемся двумя руками. Жизнь с парализованной рукой – это совсем другая жизнь… И все-таки, при всех сложностях, жизнь продолжается!

А теперь представьте себе человека, которого мучают боли в голове или в груди. И поход к врачу заканчивается операцией на мозге или на сердце. И не надо сантиметра, и даже миллиметра. Достаточно, чтобы врач промахнулся на долю миллиметра, чтобы жизнь пациента закончилась.

То есть, если речь идет о безжизненном внешнем органе, это очень и очень печально, но, если речь идет о поврежденном внутреннем органе, от которого зависит вся жизнь человека (сегодня ни один врач не делает такую операцию без микроскопа), маленькая промашка может обернуться большой трагедией.

В иудаизме тоже есть внешние и внутренние органы. Не будем вдаваться в подробности, нам важно понять, что чем строже Всевышний относится к соблюдению каких-то законов, чем страшнее наказание за их нарушение, тем важнее орган, с этими законами связанный.

продолжение следует
перевод и обработка – г-жи Х. Берман