Шаббат – не время для личных просьб?

время для личных просьб
По материалам уроков рабанит М. Леви (дочери рава Шимшона Довида Пинкуса)

В Шаббат мы не обращаемся к Всевышнему с личными просьбами, если только речь не идет об опасности для жизни в этот же день. Казалось бы, должно быть наоборот! Всевышний здесь, с тобой – проси, что хочешь!

Простой ответ заключается в том, что в Шаббат ничто материальное нас не интересует, мы просим только о духовных вещах: «Освяти нас своими заповедями… Дай нам удел в Торе Твоей… Очисть сердце наше, чтобы мы могли служить Тебе по-настоящему». Это – то, чего мы желаем в этот день!

Папа объяснял немного по-другому. Он рассказывал притчу:

Некто должен собрать за границей деньги для ешивы. Он приезжает на место и начинает интересоваться, где он может получить пожертвования. Ему говорят, что есть один богач, который, если удастся его убедить, возможно, даст тысячу долларов! Он выясняет данные богача, и приезжает к нему. Дверь открывает слуга. Посланник просит доложить богачу, что он живет по соседству с его сыном, и пришел передать привет.

Богач, услышав, что пришел сосед его сына, спускается к нему. Он слышит от гостя слова восхищения его ребенком, и, конечно же, ему это очень приятно: «Спасибо, Вы так меня порадовали. Я могу Вам чем-нибудь помочь?» – «Нет, нет, я просто зашел передать привет» – «Но Вы так порадовали меня… Заходите еще» – «Конечно, я зайду».

Назавтра он приходит опять. Богач уже не говорит с ним в дверях, а приглашает в свой кабинет.

И снова он слышит дифирамбы сыну, невестке, внукам… «Чем же я могу Вам помочь?» – «Спасибо, не надо» – «Мне так нравится с Вами общаться… Заходите завтра». На следующий день они уже сидят в салонных креслах. Разговор продолжает крутиться вокруг сына, но речь идет уже не только о сыне… Потихоньку они становятся друзьями. Окружающие не понимают, что происходит: «Почему ты не просишь у него денег? Он может дать тебе несколько тысяч долларов! Ты же попусту теряешь время, стучась в разные двери и собирая понемногу». Он не отвечает им. Так проходит год.

Теперь они с богачом – закадычные друзья. В один прекрасный день богач обращается к нему: «Я навел справки. Мне рассказали, что ты собираешь деньги для ешивы. Скажи мне, чего не хватает вашей ешиве?» – «Здания. У нашей ешивы нет помещения» – «Вам нужно здание? Я оплачу его!!!»

Если бы он с самого начала попросил деньги, сколько бы он получил? Тысячу долларов? Что же произошло, что теперь богач готов оплатить здание, которое стоит миллионы долларов? Между ними возникла близость, дружба.

В Шаббат мы не просим от Всевышнего ничего. Мы хотим лишь быть близкими к Нему.

И вот молитва уже выглядит по-другому. Мы не злословим, гневу не место в нашем доме… Нас переполняет любовь к Всевышнему. На исходе субботы Всевышний говорит: «А теперь просите…» Это – особое время для личных просьб. Есть специальная молитва, которая приводится в Иерусалимском Талмуде, она есть в молитвенниках.

Удивительная молитва: «Открой нам врата света, врата благословения, врата избавления, врата… врата… врата…». Что происходит? Всевышний говорит: «А теперь – просите…».

Он хочет нам дать. Но Он хочет, чтобы мы попросили, чтобы мы приблизились к нему, чтобы мы осознали, что Он – источник всего. На исходе Шаббата мы так близки к Нему, это повод дать нам то, о чем мы просим!

продолжение следует
перевод и обработка — г-жи Х. Берман