Шаббат – не время для гнева

гнева
Каждую неделю у нас есть особый праздник – Шаббат, который является своеобразным «главным днем недели» для семьи.

У сефардских евреев есть обычай благословлять близких и встречных фразой «Шаббат Шалом!» (в отличие от привычного ашкеназским евреям «Гут Шабес»). Сефардские традиции в общем, и эта в частности, имеют глубокие корни, и пожелание мира в Шаббат – очень важно.

Весь смысл Шаббата – в установлении мира и гармонии. Как известно, заповедь зажигания субботних свечей также касается мира в семье. Шаббат назван онег, отдых и удовольствие. Когда в семье присутствуют мир и единение, не остается места гневу.

Гнев противоречит самому духу Шаббата!

Если вы наказываете своего ребенка в субботу, возможно, вы и не нарушаете закон Торы, но дух Торы и дух Шаббата вы точно нарушаете.

Это нелегкая задача, но вполне выполнимая: обойтись (хотя бы) один день в неделю без того, чтобы наказывать, и не разжигать свой гнев, ведь таким образом мы не только учимся контролировать себя, но и исполняем повеление Торы!

Безусловно, наказание – любое наказание в Торе – это проявление мидат а-дин, качества суда. Огонь в нашей традиции также всегда связан с мерой суда. Следуя мнению Рамбама, «не зажигать огонь в селениях» может также означать – не проявлять меру суда, в частности, в своем доме.

Шаббат – это неподходящее время для проявления меры суда.

К примеру, говорится в наших святых книгах, что в будние дни время молитвы Минха – время проявления меры суда. Однако в Шаббат это же время – время особого благоволения.

После такого предисловия мы переходим к нелегкой теме, которая актуальна для многих семей: как сделать так, чтобы в Шаббат всем было хорошо? Видится, что из запрета разжигать огонь мы также можем выучить запрет «разжигать» гнев в Шаббат! Конечно, в идеале, каждому человеку следует как можно меньше поддаваться этому чувству, однако бывают случаи, когда «внешний» (сопровождаемый внутренним спокойствием) гнев необходим в воспитательных целях.

Но даже такому «заповеданному» гневу нет места в Шаббат.