Обязанность установить в доме радость, как алаху, лежит, в первую очередь, на главе семьи, и прекрасно, если у него в этом есть эзер кенегдо, помощница в лице жены.
Именно о мужчине сказано, что на нем лежит обязанность веселить свою жену, а не наоборот. Одна из обязанностей мужа в доме, пишет Рамбам, это быть веселым.
В предисловии к знаменитой книге «Иглей Таль» приводится отрывок из «Зоар», где сказано примерно так: и доброе начало, и дурное начало берут начало из радости. Когда человек радуется добрым делам, Торе и молитве, это развивает его йецер а-тов, доброе начало. Когда человек радуется греху, это взращивает его йецер а-ра, дурное начало. Как известно, Моше на горе Синай вымолил прощение для еврейского народа, взял Скрижали, а внизу вдруг разбил. В чем была причина? О произошедшем в стане он знал и без этого, но, когда он увидел пляски вокруг идола, понял, что евреи недостойны получения Торы. Народу, который не только грешит, но и делает это с радостью, нельзя передавать Скрижали!
Очень важно для главы семьи, чтобы он был доволен жизнью. Постоянное самопожертвование без радости жизни приводит к саморазрушению.
Дом в обстановке непрерывного самопожертвования и уныния – это развал семьи.
Рабанит Куперман, дочь рава Ицхака Зильбера, рассказывала, что на исходе Шаббата ее отец, рав Зильбер, устраивал песни и танцы с детьми – поскольку он относился к литвакам, и не принято было в их доме танцевать в Шаббат, они с лихвой компенсировали это плясками по окончании. Рабанит Куперман помнит, как ее папа и старший брат брали на плечи младших детей и танцевали с ними, помнит ощущение радости и веселья, которое было связано для детей с Шаббатом. Если вы читали книгу рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем», то знаете, какая тяжелая была жизнь у него и его семьи в Советской России, и как тяжело было там оставаться соблюдающими евреями. Многие семьи хранили Тору и заповеди, но немногие удостоились таких детей, каких удостоился рав Зильбер.
Причина, – одна из причин – в том, о чем мы говорим сейчас: рав Ицхак, хотя его великое самопожертвование нам трудно оценить, жил в радости, и нес эту радость домочадцам.
Когда у человека рождается ребенок, когда кто-то выдает замуж (или женит) своего ребенка, обычно желают удостоиться идише нахас, еврейского счастья от детей. По аналогии, хотелось бы пожелать нам всем удостоиться идише нахас от самих себя, чтобы у нас было удовлетворение от того, что мы делаем.
Человек должен позаботиться о том, чтобы радоваться жизни, чтобы быть примером для своих детей.
Нас окружают тысячи заповедей ежедневно – остается только «поднять» их. Кроме того, что мы обязаны по закону, человек сам для себя может выбирать, какие заповеди он может сделать с большей отдачей для своей души. Конечно, есть обязательные заповеди и есть работа над качествами души, однако, вся наша духовная работа должна сопровождаться радостью жизни. Известная фраза раби Нахмана из Бреслава: «Большая заповедь – пребывать в радости». Человек создан для того, чтобы удостоиться Шехины, Б-жественного присутствия, и сказано, что Шехина пребывает только с тем человеком, который находится в радостном расположении духа.