Шаббат и недовольный муж

недовольство
Тема недовольства – особенно тонкая.

Часто люди выучивают то, что в шаббат нельзя наказывать и гневаться – поэтому они не наказывают и не гневаются, но весь их вид говорит о крайней степени недовольства.

Нет ничего обиднее для мужчины, чем случаи, когда ему не угодила жена. Еще бы, какой удар по самолюбию!

И вот такой обиженный поведением жены муж не ругается и не кричит, но молча сидит, чернее тучи, весь Шаббат и весь праздник, и атмосфера в доме становится крайне неуютной.

В Торе есть понятие лав шееш бо маасэ, нарушение запрета действием, и лав ше-эйн бо маасэ – нарушение запрета, даже когда человек ничего не делает.

Одна из запретительных заповедей еврейского мужа – не отнимать радость у жены.

Это касается не только супружеских отношений, но и отношений в семье в общем. Муж должен радовать жену самим своим присутствием, говорить с ней мягко и с радостным выражением лица. В двух словах это можно выразить так: одна из обязанностей мужа по отношению к жене – сделать так, чтобы жена была счастливой.

В случаях, когда главе семьи чем-то не угодили, но при этом он уверен, что работает над собой – не накричал, не сорвался (что тоже уже – большое достижение), и при этом от него просто-таки веет гневом и недовольством – это не считается полноценной работой над собой, а наоборот, лав ше-эйн бо маасе – нарушением даже без совершения действия.

Сказал пророк Хавакук: «Праведник верой своей будет жить». Есть несколько степеней нарушения в рамках нашей темы: когда человек гневается, он нарушает запрет своими действиями: криком, руганью, иногда физическими наказаниями. Когда человек способен обуздать внешние проявления гнева, остается язык жестов и общее настроение, когда весь вид говорит о том, что все плохо.

Еще один вид нарушения – даже когда внешне все выглядит нормально, но в речи и в отношении проскальзывает недовольство.

Естественное свойство человека – искать виноватого: «это из-за того, что он (она) сделал или сказал что-то», и так далее, все, что угодно, проблема в ком угодно, только не в нем самом.

Если же человек понимает, что в жизни случаются неприятности, и, проанализировав, понимает, что ему плохо от того, что он совершал такие-то грехи, и не работал над улучшением своих качеств, – естественно для такого человека использовать качество веры и обратиться к Всевышнему за помощью.

Молитва, разговор с Б-гом, иногда даже плач – намного лучшая помощь в улучшении духовного самочувствия, чем сердиться на жену и срываться на детей.

Когда человеку плохо, когда вокруг него сгущается тьма, следует поискать свет, обратиться к Творцу, а не сгущать вокруг себя еще большую тьму, обращая сердце в гнев и изливая его на жену, детей, а иногда и на родителей.

Искать виноватого – не наш путь; во все моменты жизни искать Б-га – самое лучшее и правильное.