Что такое Шаббат?

что такое шаббат

Шаббат – одна из тем, которые были наиболее дороги папе (р. Шимшону Довиду Пинкусу, зацаль). Интересно, что свои выступления на самые разные темы и по самым разным поводам он часто сводил к теме Шаббата. Над этой темой он очень много работал, вкладывая в нее всего себя.

Я неоднократно слышала от него лично, что он чувствует, что его предназначение в этом мире – раскрыть еврейскому народу две темы – тему Молитвы и тему Шаббата. И он вложил в это очень много сил, написав две книги – «Врата молитвы» (שערים בתפילה) и «Царица Суббота» (שבת מלכתא). После папиной смерти вышло много книг, составленных на основе его уроков и выступлений. Но эти две книги написаны, выверены и изданы им лично. Невозможно описать, сколько времени он потратил на написание своих книг, и не столько на написание, сколько на стирание уже написанного. Папа выверял каждое слово и любил повторять, что при написании книг он чувствует особую помощь свыше, которую он получает в заслугу того, что умеет стирать.

Для того чтобы раскрыть тему Шаббата, зададим несколько вопросов. И первый из них –

Что такое Шаббат?

На протяжении всего года в еврейском календаре есть много «остановок», подаренных нам Всевышним для того, чтобы набраться сил. Каждая такая остановка – очередная точка на нашем пути, поднимающая нас и дающая толчок для продолжения нашей еврейской жизни. Начинается календарный круг с Песаха, когда мы подзаряжаемся верой. В Шавуот мы заново получаем Тору. Затем Грозные дни, Суккот, Ханука, Пурим – у каждого своя задача, своя особенность, свое влияние. Каждая такая остановка – это возможность приобрести что-то, что даст нам возможность вырасти в определенном аспекте.

Есть дополнительная остановка – Шаббат Кодеш, остановка, на которую мы попадаем не раз в год, а каждую неделю, и потому зачастую недооцениваем ее важности. Мудрецы учат нас, что Шаббат – самый святой день в году. Но из-за того, что он встречается на нашем пути каждую неделю, мы воспринимаем его как часть будничной рутины, не останавливаемся, не задаем вопросов, которые надо было бы задать, и не получаем ответов, которые могли бы получить. И мы не понимаем, что происходит, что это за день такой особенный, что за подарок мы получили от Всевышнего. Шаббат заканчивается, неделя пролетает, и мы вваливаемся в очередной Шаббат. От одной своей ученицы я слышала такую фразу: «Для меня Шаббат – это одеяло, подушка и стакан чая». Конечно, отдых – одна из составляющих Шаббата. Но не это является его сутью!

Что же такое Шаббат? Что подарил нам Всевышний? Мы готовим вкусную еду, убираем дом, стелим белые скатерти – это правила, всем известные, но они – внешние. А в чем заключается внутренняя суть Шаббата? Всевышний обращается к Моше, говоря: «У меня припрятан для вас драгоценный подарок. Имя ему – Шаббат. Иди и объяви об этом еврейскому народу». Что это за подарок, о котором надо извещать заранее? Всевышний хочет подарить нам подарок – пусть подарит. Почему нужно объявлять об этом?

Приведем пример из жизни. Бабушка приезжает к внуку с подарком. Внук берет в руки красиво упакованную коробку и приходит в неописуемый восторг: «Бабушка, откуда у тебя такая красивая бумага, с такими замечательными картинками?». Бабушка объясняет, что в бумагу подарок завернули в магазине, и рекомендует развернуть упаковку. Но внук не может налюбоваться на оформление подарка: «Бабушка, а откуда такие чудесные ленточки – красные, с золотом по краям?». Бабушка разочарована: «Ленточки тоже привязал продавец в магазине. Но это не главное. Ты открой подарок! Ты даже не представляешь, что есть внутри!!! Открой, посмотри!».

Подарок, который мы получили от Всевышнего, очень красиво упакован – в нарядные одежды, чистый дом и изысканные кушанья. Эта «упаковка» очень важна, ею нельзя пренебрегать. Но ведь можно прожить сто двадцать лет, проводя Шаббат каждую неделю, любуясь красочной упаковкой, и так и не посмотреть, что же внутри этой упаковки! Поэтому Всевышний просит объявить о Шаббате заранее, чтобы мы не забыли открыть упаковку и заглянуть внутрь.

продолжение следует
перевод и обработка – г-жи Х. Берман