По материалам уроков рабанит М. Леви (дочери рава Шимшона Довида Пинкуса)
Мы живем в мире, где вокруг нас происходят трагедии. Что такое трагедия в нашем понимании?
Смерть, болезнь, бесплодие, ребенок, который ведет себя отвратительно… Это все действительно тяжело. Но все это заканчивается здесь. 80, 90, 100 лет – и это закончится. Настоящие трагедии начинаются после этого. После этого мира нас ждет мир Вечности. Наша душа начинает свой путь здесь, но это – только начало.
Настоящая жизнь – в Вечности. Грех, который совершает человек, не заканчивается здесь. Он может сопровождать его на веки вечные, если только он не раскаялся и не стер этот грех. И это – настоящая трагедия. Прибыть в Вечный мир с грехом – это самое ужасное, что может быть. Никакого сравнения с самыми страшными катастрофами этого мира, которые мы только можем себе представить, с которыми нам так тяжело смириться.
Мы хотим, чтобы мир был добрым, красивым, улыбающимся нам, чтобы все шло гладко, именно так, как мы запланировали… Но это очень упрощенный взгляд на мир.
Как-то к папе пришла молодая женщина, которой было очень тяжело, у нее было несколько маленьких детей, которые рождались буквально один за другим, и она с трудом справлялась с ними. Она пришла к раву спросить, как она может изменить ситуацию. Папа сказал ей: «Сколько лет ты еще сможешь рожать? Сколько лет еще тебе будет так тяжело? Пятнадцать? Двадцать? Каждая еврейская душа – это Вечность! Разве можно сравнить двадцать трудных лет с Вечностью?
Это папа повторял во многих сложных ситуациях. Что такое несколько десятков лет, наполненных трудностями, по сравнению с Вечностью?
Конечно, мы молимся, чтобы Всевышний не посылал нам тяжелых испытаний. И наша молитва спасает нас от многих проблем! Но остаются трудности, через которые мы должны пройти по замыслу Всевышнего. И мы задираем голову в недоумении: «За что? Дай нам пожить спокойно!».
Та самая моя сестра, которая на момент аварии была 11-тилетней девочкой – способной, счастливой, красивой, избалованной… В один момент Всевышний изменил ее жизнь так, что и представить невозможно! Во всех аспектах – физических, духовных… И все это ей, ребенку, пришлось пережить без поддержки родителей!
Сколько страданий может выдержать маленькая девочка? Как ответить на этот вопрос? Мы говорим о страданиях тела в этом мире. Мы учитываем существование души? Мы знаем, что было раньше? Что будет потом? Что ждет ее? Да, сейчас ей очень-очень тяжело. Но мир не заканчивается здесь. Есть большой прекрасный мир, мир Вечности. Что мы возьмем с собой туда?
Во времена Храма у еврея была возможность прийти со своим грехом, принести жертву и уйти без греха!
Какое это счастье, какой бесценный подарок! Но если вдруг коэн сделал что-то не так, или жертвоприношение совершил не коэн, грех оставался. И это – трагедия! Это – глубокая рана для души. Тем более, в Йом Кипур. Первосвященник должен был искупить грехи всего еврейского народа, и даже одна его неверная мысль могла все испортить. Весь еврейский народ мог остаться с неискупленными грехами! Это – такая ужасная трагедия, что Первосвященник, из-за которого это случалось, погибал!
Храм был сердцем еврейского народа! Как наше сердце является для всего тела источником крови, необходимой для поддержания жизни, так Храм являлся для всего еврейского народа источником духовности.
Шаббат Кодеш – сердце иудаизма
Законы Шаббата – такие строгие, потому что, нарушая их, мы наносим удар по сердцу! Как Храм был местом, в котором ощущалось присутствие Всевышнего, так Шаббат Кодеш – это время, когда мы ощущаем присутствие Всевышнего.
Шаббат – это сутки особенной близости к Всевышнему. Можно провести множество параллелей между Храмом и Шаббатом.
Откуда мудрецы учат, что в Шаббат нужно надевать особые одежды? Из того факта, что коэн во время служения в Храме надевал особые одежды. Не подобает заходить в дом Всевышнего в будничной одежде! Шаббат – время, принадлежащее Всевышнему. Не подобает проводить это время в будничной одежде!
Необходимо мыться перед Шаббатом так же, как коэны омывали (освящали) руки и ноги и окунались в микву перед тем, как приступить к служению. Зажигание субботних свечей параллельно зажиганию Храмовой Меноры. Субботний стол, накрытый скатертью, параллелен Храмовому столу.
Есть обычай, может быть кто-нибудь из вас ему следует, печь двенадцать хал параллельно двенадцати хлебам в Храме. Я не буду подробно на этом останавливаться, это можно прочитать в папиной книге, где он подробно и красиво проводит параллели между Храмом и Шаббатом.