«Помни день Субботний, чтобы освящать его» (Шмот, 20:8).
В святой день Шаббат у нас есть особая заповедь помнить его, и еще одна заповедь – готовиться к нему, готовить особенно вкусные блюда на Шаббат.
На первый взгляд, как это возможно? Чтобы получить оправдание на суде в Рош а-Шана, следует трубить в шофар, в котором, как известно, заложена величайшая сила. Так же и с лулавом, мацой и другими заповедями. Но как можно посредством поедания вкусных блюд удостоиться Шаббата?
Ответ в том, что не благодаря еде удостаиваются Шаббата.
Нет никакого средства, благодаря которому можно удостоиться Шаббата. Ведь он – дар Всевышнего. Мы должны лишь желать Шаббата. Когда человек готовит различные яства на Шаббат, а в особенности если он начинает подготовку к Шаббату уже в воскресенье, — тем самым он показывает, что страстно ждет Шаббата, а тот, кто желает – удостоится его.
В «Шулхан Арух», в законах Шаббата, упомянут принцип упования на Творца: «Большая заповедь – вообще не думать о них (делах, бизнесе — в Шаббат), и пусть представит себе, что все дела уже сделаны». В Шаббат человек оставляет все свои дела и совершенно не беспокоится, откуда придет заработок.
В Шаббат мы также не читаем то, что связано с буднями. Почему? Ответ прост: представьте себе, что родители приехали в гости издалека, а сын оставляет их и садится читать газету…
В Шаббат запрещено и готовить, печь пироги. Почему? Тот же пример: родители пришли в гости, отец спрашивает: «Где Рахель?» А зять говорит: «Да она на кухне, пирог печет…» – «Я приехал не пирог есть, — говорит отец. — Я приехал посидеть с вами и поговорить. Садитесь тут рядом, и порадуемся друг другу».
Именно этого Всевышний желает от нас в Шаббат. Если вы приготовили деликатесы перед Шаббатом, поедим их вместе. Но если не приготовили – сейчас не время их готовить!
Сейчас мы сидим за столом, говорим слова Торы и радуемся друг другу. В Шаббат мы – вместе со Всевышним. Известны слова Иерусалимского Талмуда: “Едва разрешили спрашивать “Мир ли с тобой?” в Шаббат». Почему? Потому что, когда находятся в присутствии Царя всех царей, Всевышнего, не спрашивают, как дела у человека.
Как же создать эту атмосферу? Не нужно ничего создавать, нужно лишь помнить, что сегодня Шаббат, и не портить. Стол должен быть субботним столом. И нужно знать, кто присутствует за этим столом: это стол Всевышнего!
Это поможет нам понять и еще один момент. В Шаббат мы не молимся о своих материальных нуждах. Почему?
Рассказывают об одном очень удачливом сборщике пожертвований. Когда он желал подойти к какому-то богачу, то заранее выяснял все о его семье, родителях, братьях и сестрах и тому подобное. И когда приходил к богачу, то, прежде всего, садился и разговаривал с ним о его родном городе, о его деде, его дяде и т. п.
Потом богач спрашивал его: «Что ты хочешь?»
«Да ничего, ничего, — говорил он, — я в следующий раз подойду…»
В итоге вместо восемнадцати долларов он получал тысячу восемьсот. Это очень хороший способ получать деньги у богачей…
Нечто подобное рассказывают и о раве из Бриска. Однажды он пришел к одному богачу. Тот спросил его: «Что раву угодно?». Рав ответил, что просит уделить ему пятнадцать минут. И эти пятнадцать минут рав просто разговаривал с ним, общался с ним, не упоминая и словом, что ему нужно.
Это, по сути, наше поведение в святую Субботу. Мы разговариваем с Всевышним и не просим у него ничего, — ни о больных, ни о заработке.
Мы хотим только создать связь.
Открываем Тору, книгу Теилим. А после Шаббата мы как бы говорим Всевышнему: «Мы ведь друзья, правда? Тогда, пожалуйста, вылечи такого-то больного». Так нам дается возможность просить все, что нужно, на протяжении будних дней недели, поскольку Всевышний как бы остается связанным с нами.
Если же мы просим в Шаббат – мы все портим. В Шаббат нужно оставить все тревоги позади, это радостный день. Мы даже надеваем праздничную одежду, чтобы проявить нашу радость.
На самом деле это гораздо легче, чем нам кажется.