Помни, что сегодня – Шаббат!

сегодня шаббат

«Помни день Субботний, чтобы освящать его» (Шмот, 20:8).

В святой день Шаббат у нас есть особая заповедь помнить его, и еще одна заповедь – готовиться к нему, готовить особенно вкусные блюда на Шаббат.

На первый взгляд, как это возможно? Чтобы получить оправдание на суде в Рош а-Шана, следует трубить в шофар, в котором, как известно, заложена величайшая сила. Так же и с лулавом, мацой и другими заповедями. Но как можно посредством поедания вкусных блюд удостоиться Шаббата?

Ответ в том, что не благодаря еде удостаиваются Шаббата.

Нет никакого средства, благодаря которому можно удостоиться Шаббата. Ведь он – дар Всевышнего. Мы должны лишь желать Шаббата. Когда человек готовит различные яства на Шаббат, а в особенности если он начинает подготовку к Шаббату уже в воскресенье, — тем самым он показывает, что страстно ждет Шаббата, а тот, кто желает – удостоится его.

В «Шулхан Арух», в законах Шаббата, упомянут принцип упования на Творца: «Большая заповедь – вообще не думать о них (делах, бизнесе — в Шаббат), и пусть представит себе, что все дела уже сделаны». В Шаббат человек оставляет все свои дела и совершенно не беспокоится, откуда придет заработок.

В Шаббат мы также не читаем то, что связано с буднями. Почему? Ответ прост: представьте себе, что родители приехали в гости издалека, а сын оставляет их и садится читать газету…

В Шаббат запрещено и готовить, печь пироги. Почему? Тот же пример: родители пришли в гости, отец спрашивает: «Где Рахель?» А зять говорит: «Да она на кухне, пирог печет…» – «Я приехал не пирог есть, — говорит отец. — Я приехал посидеть с вами и поговорить. Садитесь тут рядом, и порадуемся друг другу».

Именно этого Всевышний желает от нас в Шаббат. Если вы приготовили деликатесы перед Шаббатом, поедим их вместе. Но если не приготовили – сейчас не время их готовить!

Сейчас мы сидим за столом, говорим слова Торы и радуемся друг другу. В Шаббат мы – вместе со Всевышним. Известны слова Иерусалимского Талмуда: “Едва разрешили спрашивать “Мир ли с тобой?” в Шаббат». Почему? Потому что, когда находятся в присутствии Царя всех царей, Всевышнего, не спрашивают, как дела у человека.

Как же создать эту атмосферу? Не нужно ничего создавать, нужно лишь помнить, что сегодня Шаббат, и не портить. Стол должен быть субботним столом. И нужно знать, кто присутствует за этим столом: это стол Всевышнего!

Это поможет нам понять и еще один момент. В Шаббат мы не молимся о своих материальных нуждах. Почему?

Рассказывают об одном очень удачливом сборщике пожертвований. Когда он желал подойти к какому-то богачу, то заранее выяснял все о его семье, родителях, братьях и сестрах и тому подобное. И когда приходил к богачу, то, прежде всего, садился и разговаривал с ним о его родном городе, о его деде, его дяде и т. п.

Потом богач спрашивал его: «Что ты хочешь?»
«Да ничего, ничего, — говорил он, — я в следующий раз подойду…»

В итоге вместо восемнадцати долларов он получал тысячу восемьсот. Это очень хороший способ получать деньги у богачей…

Нечто подобное рассказывают и о раве из Бриска. Однажды он пришел к одному богачу. Тот спросил его: «Что раву угодно?». Рав ответил, что просит уделить ему пятнадцать минут. И эти пятнадцать минут рав просто разговаривал с ним, общался с ним, не упоминая и словом, что ему нужно.

Это, по сути, наше поведение в святую Субботу. Мы разговариваем с Всевышним и не просим у него ничего, — ни о больных, ни о заработке.

Мы хотим только создать связь.

Открываем Тору, книгу Теилим. А после Шаббата мы как бы говорим Всевышнему: «Мы ведь друзья, правда? Тогда, пожалуйста, вылечи такого-то больного». Так нам дается возможность просить все, что нужно, на протяжении будних дней недели, поскольку Всевышний как бы остается связанным с нами.

Если же мы просим в Шаббат – мы все портим. В Шаббат нужно оставить все тревоги позади, это радостный день. Мы даже надеваем праздничную одежду, чтобы проявить нашу радость.

На самом деле это гораздо легче, чем нам кажется.

Только помнить, что сегодня – Шаббат, а Всевышний уже позаботится осыпать нас всеми благословениями из Его доброй сокровищницы.