В Талмуде сказано, что нельзя отправляться в плавание за три дня до наступления Шаббата. Наши великие мудрецы Рамбам и Риф объясняют: человек плывет на корабле, который управляется неевреями, и вообще все плавание не зависит от него. И с этой точки зрения запрета никакого нет.
Зато есть другая проблема: морская болезнь! Если вы представляете себе, что это за состояние, то вы также сможете понять, насколько это состояние далеко от того, что называется онег Шаббат.
С другой стороны, Гемара пишет о том, что человек, который отправляется в плавание ради заповеди, может отплыть не только не за три дня до Шаббата, но даже в его канун. И здесь Риф объясняет, что тот, кто исполняет одну заповедь, освобождается от другой заповеди. Человек, который плывет на корабле ради исполнения заповеди, таким образом, освобождается от исполнения заповеди онег Шаббат, наслаждения Шаббатом.
Надо постараться понять и применить к собственной жизни следующее правило: есть заповеди в семье, которые отодвигают онег Шаббат – например, уделить внимание жене и детям (а не только собственному отдыху)…
У меня в жизни был период, когда не было постоянного хевруты, и я пожаловался раву Шимшону Пинкусу на то, что по вечерам, вместо того, чтобы серьезно учиться, я сижу и разговариваю с женой. Рав Пинкус меня утешил, и его слова запомнились на всю жизнь: «Большая заповедь – разговаривать с женой, и не думай, что ты попросту тратишь время!». И здесь речь не только о разговорах.
Создание в доме приятной располагающей атмосферы, чтобы и жене, и детям было хорошо – это великая заповедь.
Более того, Шаббат, проведенный дома с семьей – это возвышение души ушедших из этого мира близких. Именно так сказал мне мой учитель рав Хаим Камиль, когда я потерял папу более десяти лет назад. Были долгие раздумья: перевозить ли тело для захоронения в Эрец Исраэль или нет, мне самому ехать устраивать похороны или устроить все через посланника… В итоге, я отправил посланника, чтобы он устроил похороны, как полагается, а сам остался дома сидеть шива.
Рав Хаим Камиль сказал мне потом: ты провел святую Субботу дома с семьей, и это – возвышение души твоего папы!
В теории, Шаббат в кругу семьи и самопожертвование ради атмосферы мира и единения звучит прекрасно, но мы, к сожалению, находимся далеко не на том высоком уровне, чтобы каждый Шаббат был для нас самопожертвованием ради счастья близких.
Рав Хаим Зелеванский, основатель и глава ешивы в Реховоте, умерший около двадцати лет тому назад, в числе прочих заслуг перед Всевышним имел и ту, что, благодаря ему, двери ешивы открылись и для русскоязычных ребят. Мне выпало счастье быть с ним знакомым, и как-то раз по пути на помолвку юноши, который у него учился, и девушки, семье которой мы помогали, у нас завязался разговор. Вспоминая моего соседа, известного раввина, ныне – главу ешивы, который ежедневно ездил преподавать из Иерусалима в Реховот и обратно, рав Зелеванский сказал: это не месирут нефеш. Человек не может постоянно жить с месирут нефеш.
Эта история – иллюстрация того, что есть заповеди, которые подразумевают страдания души и тела и которые отодвигают онег Шаббат, но жить так каждую cубботу – невозможно.