По материалам уроков рабанит М. Леви (дочери рава Шимшона Довида Пинкуса)
Шаббат – сердце. Раненое сердце – это трагедия.
Сердце надо беречь. То есть, очень скрупулезно соблюдать законы Шаббата. Обычно с наступлением Шаббата мы перестраиваемся и прекращаем действовать автоматически.
Евреи, вернувшиеся к иудаизму, отмечают, что сложнее всего для них – не совершать в Шаббат действия, которые они совершают постоянно, например, не выключать свет при выходе из комнаты.
В Шаббат мы все время проверяем себя. Нет ничего обыденного, сделанного просто так, по привычке. Все – необычно.
Папа рассказывал известную историю про Бустеная, написанную в книге «Седер адорот». Бустенай был единственным выжившим потомком царя Давида после того, как вся его семья была уничтожена. Он спасся чудесным образом, и благодаря этому род Давида продолжился, и с Б-жьей помощью мы удостоимся увидеть Машиаха – потомка Бустеная, потомка царя Давида.
Символом семьи Бустеная был комар. Почему?
Юношей Бустенай встретился с персидским царем. Во время их встречи в комнату залетел комар, и уселся на лбу Бустеная. Естественная человеческая реакция в такой ситуации – поднять руку и прогнать комара. Бустенай стоял, не шелохнувшись. Комар продолжал пить его кровь.
Царь не выдержал: «Почему ты не прогонишь комара?» Ответил ему Бустенай: «Я получил традицию от моего отца, что в присутствии царя недопустимо никакое движение без его согласия». Царю это очень понравилось, и он приказал сделать комара символом семьи Бустеная. Не очень ясно, за какие заслуги комар удостоился такого почета, но нам не это сейчас важно.
Папа повторял: «В присутствии царя недопустимо никакое движение без его согласия».
В Шаббат мы не можем совершать никаких движений без согласия Всевышнего, ибо мы находимся у Него! Есть движения, которые в другие дни мы делаем автоматически. В Шаббат мы все время напоминаем себе, что есть движения разрешенные, и есть движения запрещенные. Рав Йонатан Эйбешиц говорил, что обязательно нужно учить законы Шаббата, чтобы не нарушить их, ведь, нарушая их, мы наносим удар в сердце иудаизма.