Кто здесь хозяин?

хозяин
По материалам уроков рабанит М. Леви (дочери рава Шимшона Довида Пинкуса)

Есть интересный вопрос, связанный с законами Храма, который обсуждается мудрецами. Коэн посвятил себе женщину, используя вместо кольца мясо жертвы. Стала ли она его женой? Известно, что предмет, посредством которого мужчина приобретает женщину в жены, должен удовлетворять двум условиям – являться ценной вещью и принадлежать этому мужчине. Если этот предмет не принадлежит ему, женщина не становится его женой. Принадлежит ли мясо жертвы коэну? Отвечают мудрецы: нет! Она не стала его женой. Да, у него есть право съесть это мясо, но оно не принадлежит ему.

В доме Всевышнего все принадлежит Всевышнему!

А что с нами, наслаждающимися субботней едой? Учат наши мудрецы, что все расходы до конца года определяются в Рош а-Шана, кроме расходов на Шаббаты, праздники и обучение сыновей Торе.

Папа очень красиво объяснял, почему Всевышний возвращает деньги, потраченные на учебу сыновей. Известно, что в сотворении ребенка принимают участие трое: отец, мать и Всевышний. Отец дает кости, мать – кровь, Всевышний – душу. Что нужно костям? Одежда. Отец должен обеспечить ребенка одеждой. Что питает кровь? Еда. Задача матери – накормить. А что необходимо для души? Изучение Торы! Это оплачивает Всевышний! И он действительно оплачивает! Это не пустые слова! Если ребенку нужен частный учитель, или его необходимо перевести в другой хедер, до которого можно добраться только на дорогостоящей подвозке, не экономьте, Всевышний все возместит!

Расходы на Шаббат тоже возвращаются. «Возьмите в долг за мой счет, Я оплачу» – говорит Всевышний.

Это – Его день, который Он проводит с нами, и Он этот день оплачивает. (Я не буду пытаться решить алахический вопрос, сколько денег и каким образом мы имеем право тратить в честь Шаббата.) Я удостоилась вырасти в доме моего великого отца, для которого это было реальностью. В нашем доме никогда не было лишних денег, но я поняла это, только выйдя замуж и столкнувшись с необходимостью вести свой собственный счет в банке. В доме родителей мы не ощущали никакой нехватки. Мы были счастливы, у нас было все, что нужно!

Но совершенно особенным был Шаббат! Папа обычно не занимался покупками, но перед Шаббатом он сам шел в магазин, сопровождаемый одной из дочерей (в течение многих лет это была я). Он не считал денег, повторяя: «Что ты сомневаешься? Это же бесплатно! Даром!». Мама пыталась возражать: «Но мы же не съедим столько!», на что папа отвечал: «Изобилие – это знак уважения к Шаббату. Я хочу, чтобы на столе было изобилие. Я покупаю для Шаббата. А если что-то останется, доедим потом, ведь сказано, что Шаббат – источник благословения на всю неделю».

Один аврех, с которым папа учился много лет назад, рассказывал, как они учили эту сугию: «Возьмите в долг за мой счет, я оплачу». Папа сказал: «Давай, пойдем в пятницу в магазин, и на практике покажем друг другу, что мы покупаем продукты на Шаббат за счет Всевышнего». Этот аврех признался, что ему было очень тяжело. Папа ходил вдоль магазинных полок и говорил: «Бери! Это бесплатно! Ты что, не веришь? Всевышний обещает, а ты не веришь?!!».

Нет сомнений, что Всевышний возвращает расходы на Шаббат тем, кто верит в это!

Не имеется в виду, что, соблазнившись вишнями по сорок шекелей за килограмм, мы будем обманывать себя, что покупаем их в честь Шаббата. Если мы действительно покупаем их в честь Шаббата, и действительно верим, что Всевышний возвращает расходы на Шаббат, тогда Он вернет нам деньги за вишни.

Все очень просто. Этот день принадлежит Всевышнему. Всевышний – хозяин. Он платит, это Его трапеза.

Мы сидим за субботним столом, едим блюда, которые я приготовила, пирог, который я испекла, мусс, который я взбила, все это происходит в доме, который я убрала, но я здесь не хозяйка! В этот день Всевышний – хозяин!

Что это значит для нас? Все мы стараемся, чтобы наш субботний стол выглядел должным образом. Слова Торы, субботние песни… Но я должна признаться, и, может быть, с вами тоже такое случается… Не всегда все идет по плану. Иногда я могу вдруг каким-то образом оказаться на диване… Или сорваться на ребенка, пролившего кока-колу на чистый пол… Все случается.

Но я могу поручиться, что я буду вести себя безупречно, ни на кого не буду сердиться, буду внимательно слушать слова Торы, которые произносятся за столом, если я нахожусь в гостях у важного человека.

Мой старший брат стал равом Офакима вместо папы. Пусть Всевышний даст ему много сил, он делает очень много для общины… Как-то мы гостили у него. Кроме нас, там была женщина из общины, вдова с двумя детьми. Она ерзала, как на иголках, все время шикала на детей, чтобы они вели себя как следует, буквально не давая им дышать. Я пыталась ей сказать, чтобы она не переживала, приводила в пример своих детей, которые бесились вволю. И вдруг, глядя на нее, я поняла, что значит быть в гостях у человека, которого ты очень уважаешь.

За нашим субботним столом мы не хозяева. Всевышний – хозяин. Во время третьей трапезы мы поем: «Эта трапеза – Святому Превечному»…

Папа как-то спросил, что это значит. Мы ответили, что Всевышний присутствует с нами на трапезе. Папа сказал: «Не верно! Это – трапеза Всевышнего! Не верно, что Он – наш гость! Он – хозяин! А мы – Его гости». А если Всевышний – хозяин, значит, мы не будем делать, что нам вздумается.

продолжение следует
перевод и обработка – г-жи Х. Берман