Законы Шаббата — Законы варки — Правила разогревания пищи

законы шаббата

Здравствуйте, дорогие читатели!

Перед тем как мы начнем обсуждать правила разогревания пищи в Шаббат, мы должны ввести и обсудить еще несколько понятий. А именно: когда начинается и заканчивается варка, при какой температуре и на какой стадии.

Введем следующие понятия:

1) недоваренная пища;

2) пища, сваренная в Шаббат, размером меньше сушеного финика;

3) пища на стадии готовности «пища бен Друсая»;

4) частичное участие в процессе варки;

5) ускорение процесса варки.

1. Недоваренная пища. Готовность и неготовность пищи измеряется временем, необходимым для того, чтобы перевести ее из состояния, непригодного для еды, в состояние, в котором она пригодна к употреблению.

Отсчет этого времени начинается с момента, когда вся система (вода, кастрюля, кусок мяса или сырой овощ) доходят до температуры «рука отдергивается».

Возникает правомерный вопрос: если человек просто ставит на огонь кастрюлю с едой и тут же снимает (или снимает ее до окончания готовки), что он нарушает – запрет Торы или постановление мудрецов? Иными словами, нарушил ли Шаббат человек, сваривший мясо наполовину? Ведь это мясо непригодно в пищу.

Написано в Талмуде (трактат Бейца, 34а): «Тот, кто приносит огонь, тот, кто приносит дрова, тот, кто ставит кастрюлю на огонь, тот, кто наливает воду, тот, кто кладет приправу, тот, кто помешивает на огне – все обязаны [принести грехоочистительную жертву – хатат – за неумышленное нарушение Шаббата].» В другом же источнике мы видим: «учили наши мудрецы, что все освобождены (от той же жертвы), обязан принести ее только последний».

Налицо противоречие – кто обязан принести жертву: все или только один? Разрешается это противоречие просто: первое высказывание говорит о ситуации, когда огонь был разведен в начале, а второе – о ситуации, когда он был разведен в конце. Исходя из вышеизложенных цитат из Талмуда, человек, совершивший промежуточное действие в приготовлении пищи, не всегда нарушает запрет Торы.

Чтобы лучше понять этот отрывок, необходимо знать следующие законы:

– всякий человек, нарушающий Шаббат неумышленно (тот, кто не намеревался сознательно нарушать, или же не знал всей строгости закона), должен принести жертву;

– действие должно быть существенным в качественном и количественном плане.

В количественном плане – принято нашими мудрецами от Моше Рабейну, что продукт должен быть объемом не меньше сушеного финика, и должен восприниматься как еда.

В качественном плане – продукт должен вариться до полуготовности (по некоторым мнениям – до трети). Этот параметр имеет распространенное название «пища [готовность пищи] бен Друсая» (по имени разбойника бен Друсая, который ел не приготовленную до конца пищу).

Важное замечание. В чем идея того, что условия и обычаи в еде какого-то разбойника являются для нас важным определяющим критерием понятия варки? Ответ: любой человек, находящийся постоянно в экстремальной ситуации, привыкает есть такую пищу. Но это не критерий поведения, а критерий минимальной готовности пищи в глазах нормального человека, пусть даже находящегося в экстремальных обстоятельствах. А бен Друсай – только пример, не более того.

Еще важно заметить, что таким образом можно классифицировать варку, как процесс обработки материалов теплом, а не только как процесс приготовления пищи, зависящий от времени и обычаев домохозяек.

Итак, пища имеет четкий критерий готовности – материал считается сырым до того, как он был приготовлен до стадии «пища бен Друсая», и готовым после этой стадии. Но даже если еда не была готова до состояния «пища бен Друсая» и была размером меньше, чем сушеный финик, все равно Шаббат был нарушен: по некоторым мнениям речь идет о нарушении заповеди Торы, по другим мнениям – был нарушен запрет мудрецов.

Вывод. Если каждый участвующий совершал качественно важное действие, которое может привести к результату (как в примере, когда огонь был зажжен в начале варки), то все совершили нарушение, т. к. были частью общего процесса, уже являвшегося полноценной варкой. Но если огонь не горит, а был принесен лишь в конце, то те, кто делали что-либо до того, как зажгли огонь, нарушали запрет мудрецов заниматься в Шаббат процессами, близкими к варке, но не нарушали запрета Торы.

Таким образом, мы видим, что важен как процесс (огонь уже горит), так и результат (должен довариться до стадии «пищи бен Друсая» материал, равный по объему сушеному финику) для того чтобы сказать, что нарушается запрет варки. Как мы уже сказали, всякий, кто варит и при этом не подпадает под данные характеристики, нарушает, как минимум, запрет мудрецов (это видно из нашего отрывка из Талмуда, в котором написано, что если действие делается, то человек освобожден от принесения жертвы, а мы знаем, что есть правило в Талмуде, что если написано «освобожден», то имеется в виду – от наказания или жертвы, но изначально так поступать нельзя).

Есть еще один важный вопрос – варка после стадии «пища бен Друсая». То есть, если имеется готовое наполовину блюдо, и человек доваривает его до полной готовности, то каков в таком случае закон: нарушается закон Торы или постановление мудрецов? Или такое действие разрешено?

Постановление «Мишны Бруры» на эту тему отсылает нас к другому очень интересному вопросу: если человек варит пригодные к еде продукты без явного процесса варки, то каков закон в этом случае? Примером такой ситуации могут служить печеные яблоки. Их, с одной стороны, можно есть без всякой обработки теплом, но, с другой стороны, явно преследуется цель получить другой вкус. И налицо результат: печеные яблоки – новое блюдо, принципиально иное по сравнению с сырым продуктом. Именно так считал Хафец Хаим, и записал это в своем кодексе «Мишна Брура», на основании мнения великого рабби Акивы Эйгера, одного из ярчайших законоучителей последних поколений. Тогда и приготовление еды от состояния «пищи бен Друсая» до полной готовности можно сравнить в нашем восприятии с важным вкусом или принципиально новым вкусом, и поэтому оно тоже запрещено Торой. Но поскольку есть и другие мнения, то «Мишна Брура» постановляет так: изначально это запрещено Торой, но если ошиблись и сварили, это можно есть в Шаббат всем, включая допустившего ошибку. 

Еще один важный вопрос: ускорение варки и улучшения ее качества за счет перемешивания или приближения к огню. Если кастрюля стоит на огне – это запрещено Торой, а связанные с этим законы мудрецов требуют отдельного разговора.

И последний теоретический вопрос: можно ли поставить сырую еду в то место, где она может свариться, если человек не собирается изначально ее варить, а только довести до комнатной температуры? На это есть вполне понятное постановление мудрецов: если место таково, что оставленная там еда может довариться, то поставить ее туда нельзя даже на короткое время. Если же нет такой возможности, и она никогда не дойдет до температуры 42-45 градусов Цельсия, тогда это можно.

Общий вывод. Есть два различных взгляда на субботние запреты и в частности на процесс варки:

1. Процесс обработки материалов. Исходя из того, что мы определили в понятии «пища бен Друсая», можно сказать, что варка:

А) является объективным процессом обработки материалов (такое определение позволяет посмотреть на варку так же, как, например, на обработку кож);

Б) есть четкая граница перехода из сырого состояния в вареное – когда пища сварена наполовину или на треть (по мнению некоторых мудрецов).

2. Процесс, зависящий от восприятия человека. Если человек варит продукты, пригодные к еде в сыром виде, он также нарушает запрет варки. Примером служат печеные яблоки или яблочный компот.

Немного поговорим о температуре, при которой начинается варка, а именно – 45 градусов по Цельсию.

Как известно, в Талмуде нет шкалы Цельсия или Фаренгейта. Есть только понятия «рука отдергивается» и «животик ребенка обжигается». Почему именно это является критерием? Осмелимся предположить – ожог свидетельствует о том, что материал варится.

Перед раввинами последних поколений, и в частности, перед равом Шломо Залманом Ойербахом встал вопрос, каким образом перевести эти понятия на конкретную и измеряемую температуру, и где собственно эта граница? Это – один из ярчайших примеров того, как четкость и ясность мышления и широчайшая эрудиция в Торе, а также невероятная практичность рава Шломо Залмана позволили ему разъяснить эту тему для всего еврейского народа.

Итак, рав Шломо Залман использовал:

1. Доказательство автора книги «Даркей Тшува», гласящее, что парное молоко (сразу после дойки) имеет температуру 40 градусов по Цельсию, и оно считается «холодным», как написано в книге «Алахот Гдолот».

2. Температура утки в момент ее шхиты не может быть меньше 45 градусов (доказано экспериментально). Про нее также написано в Талмуде (трактат Хулин, 8б), что даже шея и кровь больной (трефной) утки во время шхиты считается «холодной» (это важно, чтобы сказать, что нож после шхиты остается кашерным). Даже по мнению мудрецов, считающих, что место шхиты «кипит», температура в нем не поднимается до «рука отдергивается» (Ритва).

Выходит, что до отметки 45 градусов продукт считается холодным.

3. Верхняя граница – это мнение рава Моше Файнштейна. Она составляет 80 градусов по Цельсию. То есть, с температуры 45 градусов по Цельсию начинается варка.

Три важных практических момента:

1. Нельзя сушить мокрую одежду, если вода может дойти до температуры 45 градусов по Цельсию, как в случае, если человек одет в нее, так и если она развешана;

2. Нельзя разогреть халу из морозилки, если на ней есть лед, который может нагреться до температуры 45 градусов по Цельсию (даже если он потом испаряется – все равно мы в этом заинтересованы, и это запрещено);

3. Можно нагреть халу на чайнике сверху, если предварительно она впитала жидкость вне морозилки (обратите внимание, что при этом нельзя снять с нее лед, чтобы избежать нарушения запрета отбора).