Законы Шаббата – Законы варки – Все ли виды варки идентичны?

законы шаббата

Здравствуйте, дорогие читатели!

Продолжая тему подогрева пищи в Шаббат, коснемся еще одного актуального вопроса: все ли виды варки идентичны?

Поясним, что имеется в виду. Мы уже писали о том, что нет «варки после варки», и то, что эта идея актуальна, прежде всего, по отношению к сухой пище. Основная идея того, что можно подогреть готовую еду, состоит в том, что продукты уже доведены до пригодного к пище состояния, и поэтому подогрев ничего принципиального не добавляет.

Мы также сказали, что на основании мнения Раши можно сделать следующий вывод: еда это не только процесс превращения непригодного к пище в пригодное, но также и процесс, целью которого является придать еде новый вкус, несмотря на то, что она уже в принципе пригодна к употреблению. Ярким примером этого могут быть печеные яблоки, процесс выпечки которых запрещен Торой, несмотря на то, что их совершено спокойно можно есть и в сыром виде. То есть, кроме критерия обработки продуктов теплом налицо существование критерия существенно нового для большинства людей вкуса.

Таким образом, есть еще один аспект в определении процесса варки – процесс достижения принципиально нового вкуса.

Еще один яркий пример – лекарство из переваренной курицы, описанное в Талмуде, о котором мы говорили в предыдущем номере. То есть, несмотря на то, что человеку было важно продолжать варить ее в Шаббат, чтобы достичь лекарственных свойств, это разрешено мудрецами Талмуда. Из этого мы можем видеть, что индивидуальная заинтересованность в получении нового вкуса не влияет на запрет или разрешение, влияет только восприятие большинства людей. В нашем примере курица уже сварена полностью и всякое продолжение варки не является чем-то существенным для большинства людей.

Всегда ли запрещен принципиально новый вкус?

Этот вопрос тоже стал предметом полемики наших мудрецов: автор книги «Сефер Йереим», рав Элиэзер из Меца считал: если еда была выпечена, сварить ее после этого есть запрет из Торы, т.к. в этом случае после варки к продукту добавляется принципиально новый вкус. Заметим, источник этой идеи содержится в отрывке Талмуда, трактат Псахим (41а), в котором говорится, что маца, сваренная после выпечки, непригодна для исполнения заповеди во время Пасхального Седера. Даже если она все еще сохранила свою форму и вид, все равно она не считается печеной, как требуется для заповеди «есть мацу в ночь 15 Нисана».

В свою очередь рав Элиэзер бен Йоэль Алеви возразил раву из Меца: данное подобие неправомочно, т.к. по поводу мацы есть закон чувствовать определенный печеный вкус, чего нельзя сказать про все остальные ситуации.

Доказательство идеи из «Сефер Йереим» привел рав Яков бен Моше из Куши, автор книги «Сефер Мицвот Гадоль», написавший, что в том же отрывке Талмуда есть еще один пример запрета сварить после жарки: пасхальная жертва (ягненок или козленок, зажаренный на открытом огне). Но и на этот пример можно возразить, что по поводу пасхальной жертвы есть четкое приказание Торы – только жаренная и никакая другая.

В поколении ришоним нам неизвестно, как ответил бы рав из Меца своим оппонентам, но рав Давид Алеви (автор книги «Турей Заав», параграф 318, пункт 6) аргументировал его мнение именно так, как мы привели ранее: один из аспектов определения варки состоит в том, что нельзя получать новый принципиально иной вкус в Шаббат.

В Шулхан Арухе приведено мнение «Сефер Йереим» и уточнено, что есть считающие так, но мнение оппонентов рав Каро не привел. Рамо сформулировал свое мнение так, что автор «Маген Авраам» считал, что он спорит с равом Каро, и считает, как рав Элиэзер бен Йоэль Алеви. А автор «Турей Заав» считал,  в свою очередь, что Рамо согласен с равом Каро и мнение «Сефер Йереим» принято и им.

На практике следует устрожать согласно мнению рава из Меца («Мишна Брура», параграф 318, пункт 46), при этом, если случайно (по ошибке) сварили после выпечки или жарки, то можно использовать эту еду в Шаббат (там же).

Вывод: нельзя сварить печеное или жареное, также нельзя поджарить или запечь вареное.

Приведем практические примеры:

– не нужно класть печенье в горячий стакан с чаем, даже если чай – во втором сосуде;

– запрещено класть запеченную в духовке курицу в кастрюлю или тарелку с горячим супом;

Авторы книги «Орхот Шаббат» обращают внимание на то, что сукразит (заменитель сахара в таблетках) и порошковые супы, как правило, на заводе не варятся, а пекутся, и поэтому прежде, чем использовать их в Шаббат, следует выяснить, как именно они делаются, и проконсультироваться с раввином.

Если они не вареные, а лишь печеные, то не следует их класть во второй сосуд, а по поводу третьего можно облегчить на основании мнения Хазон Иша («Орхот Шаббат», глава первая, пункт 41).

Что называется вареным или печеным? Определение, данное в книге «Орхот Шаббат» (стр 18, вступление) таково: с водой – варка, без воды – выпечка.

По поводу варки в собственном соку Хазон Иш склонялся к тому, чтобы считать, что это – варка, а не выпечка.

По поводу жареного на огне (без масла, на открытом огне или углях, как шашлык) после запекания (например, кусочки халы, подсушиваемые у огня) есть разногласие между «Маген Авраам» и «При Мегодим». «Маген Авраам» считает, что можно поставить между жаркой на огне и запеканием знак равенства, а «При Мегодим» запретил жарить на огне после запекания.

Т.к. здесь имеется спор в вопросе закона из Торы (а не постановления мудрецов), то следует устрожить, но если есть необходимость подсушить сухари для больного или ребенка, то стоит спросить раввина. Существует мнение автора книги «Швитат а-Шаббат», разрешающее это делать, а также есть мнения «Маген Авраам» и мнения в принципе спорящие с «Сефер Йереим», и, таким образом, есть место для облегчения. Но так как авторы книги «Орхот Шаббат» не разрешили, а лишь сослались на него, то автор не берется облегчить больше них.

Варка в масле.

1. Жареное  на небольшом количестве масла. После долгой полемики принято мнение рава Шломо Залмана Ойербаха и рава Йосеф Шалома Эльяшива считать вареным («Орхот Шаббат», глава первая, примечание 60). И поэтому котлеты и шницели, жареные на масле, считаются вареными.

2. Жареное в глубоком масле считается вареным. («Орхот Шаббат», там же.)

Поэтому можно положить в горячий суп шкедей марак (маленькие гренки из теста, вареные в «глубоком» масле) даже если суп – во втором сосуде.

Вареная курица или мясо стали предметом интересного обсуждения. «Мишна Брура» говорит, что не понятно: почему можно подогреть его у костра, на разрешенном расстоянии (при котором мы не опасаемся, что будет нарушен запрет разжигать угли – про это в следующих статьях)? То есть, почему подогреть мясо у костра не является жаркой после варки?

Ответа «Мишна Брура» не дает. На основании этого, книга «Шмират Шаббат кеhилхата» запрещает это делать. То есть, по ее мнению нельзя подогреть холодное вареное мясо на крышке другой кастрюли. Но на протяжении всей еврейской истории десятки поколений учили этот пример, описанный в Талмуде, и никто не говорил об этой проблеме, да и «Мишна Брура» лишь задает вопрос, но не факт, что считает нужным запретить.

На основании этого Хазон Иш и рав Шломо Залман Ойербах объяснили, что можно это делать, т.к. кусок мяса лишь подсыхает и нагревается, а не становится шашлыком (новым вкусом).

Как следствие из сказанного:

– шницель, жареный на масле (считается вареным, см. выше), можно подогреть в сухой сковороде «вторым этажом», как мы описали в предыдущей статье;

– вареную курицу или мясо можно разогреть этим же способом или на крышке кастрюли, стоящей на огне.