Определение и общие понятия
Мы начинаем заключительную тему, связанную с варкой – запрет укутывать пищу.
Дадим определение того, что называется укутыванием: обернуть кастрюлю с едой или саму еду с целью сохранить или добавить тепло.
Талмуд (Шаббат, 34б) различает две отдельные составляющие этого запрета, каждая со своей причиной и объяснением.
1) Запрет укутывать еду так, что в течение Шаббата тепло добавляется. А именно: нельзя замотать кастрюлю в любой материал, выделяющий тепло, какого бы рода оно ни было. Например, раскалённый песок, карбонат или гниющий оливковый жмых – все они запрещены. Этот запрет существует как пятницу, так и в субботу. Причина его в том, что эта форма укутывания позволяет предположить, что так же, как можно закопать еду в горячий песок, так же можно ее закопать и в песок или землю, в которую подмешаны тлеющие угольки. На самом деле, какая разница? А угольки уже можно и поворошить, а это уже запрет Торы. Поэтому постановили наши мудрецы исключить все эту форму подогрева и сохранения (путем добавления даже малых порций тепла). А поскольку нет разницы, и тепло добавляется даже в сам Шаббат, то еще до Шаббата нельзя создать такую систему и оставить ее на Шаббат. Подобие с системой «песок с угольками» все равно остаётся, и причина постановления остается в силе.
2) Запрет укутывать еду, даже если тепло только сохраняется. То есть, даже замотать кастрюлю в одеяла или полотенца нельзя. Но этот способ запрещен только в саму субботу. До субботы можно обложить кастрюлю одеялами или подушками и оставить – без притока дополнительного тепла. Интересно, что Талмуд различает, что сухой песок – материал, не добавляющий тепла, а мокрый – добавляет, и то же самое – шерсть. Есть виды сухой шерсти, которые лишь термоизолируют, но есть виды, которые за счёт влажности и прения выделяют дополнительное тепло. Поэтому иногда песок относится в Талмуде к разным видам материи. Иногда – к запрещенным для укутывания только в сам Шаббат, а иногда и до него.
Причины, описанные в Талмуде, для второго запрета следующие. Для того, чтобы получить систему термоизоляции, необходимо нагреть еду до максимума, вскипятить, чтобы она остывала как можно дольше. И поэтому в Шаббат человек может подогреть еду перед тем, как укутать, и нарушить либо запрет разжигать огонь (вороша угли), либо варить (если поставит на огонь остывшую пищу) [это уже спор Раши и Рашбо, смотрите нашу статью-предисловие ко всем запретам мудрецов, а также статью о варке после варки в жидкостях; там эти отрывки из Талмуда были подробно проанализированы]. Так как основное опасение в этом запрете связано с непосредственным моментом укутывания, то если мы оставили еду в одеялах до Шаббата, это разрешено.
Кстати те, кто не хотят в летние жаркие Шаббаты оставлять плату или блех, но также не хотят есть холодное с утра, могут укутать пюре или что-либо другое до Шаббата, тем самым решив проблему с лишним источником тепла в доме. Только поставьте еду в одеяла с пылу с жару, и не жалейте слоёв, чтобы до утра еда не испортилась и не прокисла.
Сделайте несколько экспериментов до Шаббата, чтобы не остаться в Шаббат без еды. Можете также на первый раз оставить еду и на блехе, и в одеялах и проверить, что получится.
Важно понять, что называется «укутать кастрюлю»? Обернуть ее со всех сторон и сверху или даже частичное укутывание запрещено? А что мы скажем про стандартный способ: поставить на огонь и положить полотенце на крышку для сохранения тепла. Это тоже укутывание или же нет?
На эту тему есть спор ришоним, а именно Тосафот (Рабейну Там и другие), а также Рамбан считали, что частичное укутывание не запрещено, а Рашбо и Рабейну Йона считали, что и это подпадает под запрет мудрецов. Этот спор нашел отражение в законе. Раби Йосеф Каро считал, что закон по мнению Рашбо, а Рамо склонился к тому, что закон выносится на основании мнения Тосафот и других. Получается, что в данном вопросе закон должен был бы зависеть от происхождения, то есть сефардским еврееям нельзя частично укутывать, а ашкеназским – можно. Но Хазон Иш в данном вопросе считал, как рав Каро, и поэтому и у ашкеназских евреев есть место для устрожения.
Еще один момент – является ли укутыванием ситуация, когда кастрюля ставится в духовку? То есть налицо приток тепла со всех сторон, но покрытия нет вообще. На это наши читатели могут возразить: мы же писали о способах использования духового шкафа в Шаббат, разрешенных законом. В чем же наше сомнение? Ответим, что мы просто хотим четко разграничить между запретом укутывать и другими случаями. А Шулхан Арух четко разделяет между понятиями «укутывать» и «оставлять» на огне (257, 8). Определение рава Каро для укутывания: всякий раз, когда стенки кастрюли дотрагиваются до углей и одеял или других материалов для укутывания, получается укутывание. Если же стенок кастрюли ничего не касается, то это просто оставление на огне. «Мишна Брура» (там же, пункт 45) замечает, что Шулхан Арух считает, что частичное касание углей есть укутывание на основании своей последовательной позиции, о которой мы писали выше, а именно: частичное укутывание запрещено. По мнению Рамо только полное укутывание стенок подпадает под запрет мудрецов укутывать. Нужно заметить при этом, что если кастрюля стоит на углях, а, тем более, если их насыпали вокруг стенок, возникает новая проблема. Ведь угли двигаются в момент извлечения кастрюли из них. Как быть? Рамо и «Мишна Брура» (253, 51) советуют воспользоваться в этом случае услугами нееврея, но в нашей реальности это практически несуществующий способ, мы его приводим лишь для иллюстрации.
Укутывание холодной пищи в материалы, не добавляющие тепло, мудрецы не запретили.
Практические выводы:
Нельзя укутывать в Шаббат кастрюлю с горячей едой любым способом. Холодную еду можно укутывать только в материалы-изоляторы тепла, а не источники его.
Нельзя укутывать еду даже до Шаббата в любые материалы, выделяющие тепло.
Можно поставить кастрюлю на блех или плату и прикрыть полотенцем частично, так чтобы часть кастрюли осталась открытой. По мнению Хазон Иша этого делать нельзя. Обычай ашкеназских общин – облегчать в этом вопросе по мнению Рамо и «Мишна Брура» («Орхот Шаббат» 2, 78, 135-137).
Частично означает, что значительная часть кастрюли не покрыта ничем. Это позволяет теплу рассеиваться.
Неважно, сверху или снизу оставили непокрытое пространство.
Даже если покрытие кастрюли с внешней стороны – на всю высоту пищи в кастрюле, это разрешено, так как считается частичном укутыванием.
Прикрыть только крышку кастрюли полотенцем разрешено, и по мнению Хазон Иша это не является укутыванием.
Поставить в духовку до Шаббата – не укутывание, так как мудрецы запретили только покрытие поверхности кастрюли, но не приток тепла со всех сторон («Орхот Шаббат» 2, 78-81, и в примечаниях на эти пункты).