Законы Субботы – Подогрев пищи в субботу

законы шаббата

Статья посвящается памяти рава Йеошуа Эйтана, безвременно ушедшего от нас 6 нисана этого года. Пусть память о нем будет благословенна!

Тема нашей сегодняшней статьи актуальна для каждой семьи практически каждый Шаббат.

Как правильно подогреть еду в субботу с учетом всех тонкостей закона?

Итак, в первую очередь оговоримся: подогревать можно только ту «сухую» еду, которая была сварена до полной готовности до Шаббата. Если же еда не готова полностью или она жидкая и остыла до такой степени, что не воспринимается людьми как теплая, то нет вариантов разогреть ее в Шаббат. Это запрет варки из Торы.

После выполнения этого условия скажем следующее: даже если мы уже вышли за рамки запрета Торы варить, остается запрет мудрецов ставить пищу в Шаббат на огонь (как на открытый, так и на прикрытый) в случае, когда еда не была на огне до Шаббата. Источник этого запрета – запрет возвращать на огонь, если еда была снята «на землю», то есть стояла на огне с пятницы и потом без намерения вернуть была снята и поставлена на пол. Ее, как мы уже писали, нельзя возвращать на огонь. Тем более, ту кастрюлю, которая вообще не была на огне до Шаббата. Этот запрет мы будем называть «ставить заново» на огонь в Шаббат. Из названия следует, что вернуть можно при выполнении всех условий, перечисленных нами ранее, а поставить заново нельзя, даже если еда готова и даже если она горячая. Введем это как термин.

Причина этого запрета объясняется Рашбо: такое действие выглядит как варка, то есть всякий раз, когда человек достает еду из холодильника и ставит ее на огонь (даже прикрытый) в Шаббат, это воспринимается как варка. И поэтому мудрецы запретили это делать, дабы в другой раз человек не сварил что-то и не нарушил запрет Торы. Запутаться в подобной ситуации очень легко, ведь в чем разница: достать из холодильника холодную еду и подогреть или доварить пять минут до полной готовности? И то, и другое воспринимается человеком так: «пять минут, и все уже готово!» Поэтому мудрецы постановили: запрещено стандартным способом разогревать пищу в Шаббат.

Как же можно подогреть еду в субботу? Неужели все нужно оставлять на огне до Шаббата? А если это нежный шницель или запеканка или картофельное пюре. Их же невозможно будет есть, если они простоят 14 часов на огне? Спокойно, друзья! Терпение! Почти всегда есть варианты. Давайте по порядку.

Тот же Рашбо обращает наше внимание, что в Талмуде написано: «подогреть напротив огня можно». То есть поставить в Шаббат на огонь нельзя, а поставить напротив огня – можно. В чем же разница? Очень просто. Поставить на огонь – стандартный способ варки, а напротив огня – нет. То есть мудрецы запретили нагревать теми способами, которые подобны будничной варке, но не запретили подвергать материю воздействию тепла. Нагреть? Пожалуйста. Поставить на огонь? Нет, ни в коем случае.

Говоря о примере Рашбо, мы знаем четко: на огонь нельзя, в стороне, чуть в отдалении можно. Так написано у Роша (Рабейну Ашера) на этот же отрывок Талмуда в трактате Шаббат (40б). А как же быть с нашей ситуацией? У нас есть либо плата, либо блех, и как мы поймем – где «напротив огня», а где – «на огне»? Ну предположим, что «на огне» мы знаем, что это, но что такое «напротив огня»?

Интересно, что уже в Шулхан Арухе мы находим два закона, связанных напрямую с нашим вопросом. Закон первый: можно положить на полную кастрюлю сверху готовый холодный пирожок с мясом, дабы его подогреть (253,5). Источник закона – мнение Рашбо. Обоснование – нестандартный способ подогрева, который не выглядит как варка и под запрет мудрецов не подпадает (Виленский гаон и «Мишна Брура» там же в своих комментариях на это место в Шулхан Арухе). Итак, необязательно, чтобы еда стояла в стороне от огня.  Даже если она над огнем, но есть прерывание между огнем и пирожком с помощью кастрюли с чолнтом, можно считать, как будто бы пирожок разогревается «напротив огня», а не на нем.

Второй пример уже был нами подробно описан в статье, в которой обсуждался блех. Там мы приводили слова Шулхан Аруха в пункте 3, источник которых – слова «Агаот Мордехай»: «тот, кто встав утром, чувствует, что его чолнт пригорает, может взять пустую кастрюлю и переставить свою кастрюлю с огня на нее (пустую кастрюлю)». То есть можно взять кастрюлю, перевернуть ее и поставить кастрюлю с чолнтом сверху. Но при этом нельзя ставить жаркое на землю, но только держать его в руке, и вернуть на прикрытый пустой кастрюлей огонь. Таким образом, как мы пояснили, существует вариант создать прикрытый огонь непосредственно в Шаббат, даже если до Шаббата мы не присыпали его золой и не выгребли из печи угли.

«Мишна Брура», сравнивая эти два закона, задается вопросом: в чем же разница? И там, и там вроде бы внешне подобный способ постановки кастрюли. Почему же в случае с пирожком можно делать это (ставить разогревать) без всяких условий, кроме описанных в скобках (при условии, что пирожок полностью готов, и в нем нет жира, который потечет в большом количестве), а в случае с чолнтом – только если не поставили кастрюлю на землю?

Наш учитель Хафец Хаим пишет, что нашел красивое объяснение этого противоречия. Дело в том, что в примере с пирожком, лежащим поверх кастрюли с чолнтом, он в принципе не считается стоящим на огне. А в случае с подгорающей кастрюлей мы просто ставим ее на прикрытый в Шаббат огонь, и поэтому должны соблюдать условия возвращения, то есть не ставить на землю и т.д.

Это объяснение послужило базой для Хазон Иша, который, приведя слова Хафец Хаима, добавил к ним дополнительное обоснование. В 37 параграфе своей книги в пункте 9 он пишет: «На самом деле, в случае, когда нижняя кастрюля полна (едой) она поглощает в себя все тепло печи, а уже от нее нагревается пирожок, а в случае прерывания пустой кастрюлей тепло поднимается вверх».

Из слов «Мишны Брура» и Хазон Иша следует, что основное различие между двумя случаями в том, что в пункте 5 Шулхан Арух (про пирожок) говорится о полной, а в пункте 3 (пригорающая еда) говорится о пустой кастрюле. И тогда, на основании этого, разогревать можно на крышке полной кастрюли, но нельзя над пустой кастрюлей, стоящей на огне. Именно так написали авторы «Орхот Шаббат» и рав Менахем Арье Шлезингер в своей книге «Тавнит а-Шулхан», сославшись на «Мишну Бруру» и Хазон Иша. Но если в словах Хазон Иша нет сомнения, то по поводу мнения «Мишны Бруры» можно поспорить. Никто иной, как рав Шломо Залман Ойербах считал, что слова «Мишны Бруры», запрещающие ставить разогревать на пустую перевернутую кастрюлю, ограничиваются только случаем, когда нет прикрытого с пятницы огня, и лишь пустая кастрюля разделяет между едой и огнем. Но в случае, когда огонь уже прикрыт и перевернутая кастрюля – способ показать нестандартность варки, даже наш учитель Хафец Хаим будет согласен, что можно поставить разогревать над пустой кастрюлей без условий о возвращении заново, как мы это назвали. То есть также, как в случае с пирожком.

Логика его рассуждений такова: дело не в том, пустая кастрюля или полная, а в том, какова функция кастрюли. В случае, когда она прикрывает огонь, нельзя ставить на нее, а только если она полна, поскольку только так очевидно, что это не способ варки, а только способ подогрева. В случае, когда огонь уже прикрыт, само добавление перевернутой кастрюли – достаточный способ показать, что это не варка, ведь действительно не варят на крышке пустой кастрюли. А Шулхан Арух говорит про ситуацию, когда кастрюля является прототипом блеха, и именно этот случай имела в виду «Мишна Брура».

Мы же к этому спору можем добавить лишь то, что из самого вопроса, в котором сравниваются два случая, видно, что разница «пустая» – «полная» не была достаточной, хотя и очевидна при первом же прочтении.

Практические выводы

1. Нельзя поставить разогревать еду в Шаббат ни на блех, ни на плату, если она не стояла на огне в пятницу или была снята с огня без выполнения условий о возвращении.

2. Если еду поставили на плату, и она нагрелась, можно ее использовать. Речь идет о готовой сухой еде или еще горячей жидкой (на основании мнения рава Моше Файнштена, считавшего, что плата – не место варки; можно опереться на него лишь постфактум, так как многие великие мудрецы нашего поколения поспорили с ним, в том числе рав Ойербах, рав Эльяшив и т.д.).

3. Можно подогреть еду, описанную в п. 2, на крышке чайника с водой или кастрюли с чолнтом («Орхот Шаббат» п. 64, гл. 2).

4. Во многих домах принято нагревать на блехе или плате, если еда ставится над перевернутой пустой тарелкой и кастрюлей. Хазон Иш запрещает этот способ подогрева, но тот, кто облегчает, имеет возможность опереться на авторитетное мнение рава Ойербаха.

Шаббат Шалом!