Продолжая тему возвращения на огонь и подогрева еды, не стоявшей на огне, нужно разобрать еще один вопрос.
Если мы перед Шаббатом доварили еду до полной готовности и поставили на блех или плату, то можно ли двигать кастрюлю ближе или дальше от огня, поставить ее вновь над горелкой?
Важно подчеркнуть, что весь вопрос подразумевает, что мы не воспользовались разрешением оставлять на огне до Шаббата даже еду, готовую до трети или половины готовности. Возможно также, что мы оставили на блехе не готовый чолнт, и он доварился, но в любом случае: в тот момент, когда мы хотим сделать манипуляции с нашей кастрюлей, еда в ней полностью готова.
И тогда возможны два подхода:
Первый. Если еда стоит на блехе не над огнем, то возвращение ее на место над горелкой считается, как будто мы поставили на огонь то, что на нем не стояло.
Второй. Весь блех считается одной большой горелкой, просто с разной интенсивностью тепла. Очевидно, что если в каком-то месте температура блеха ниже 45 градусов, то вообще не считается, что чолнт стоит на огне. И даже если сам блех достаточно горячий, но он не может нагреть еду до температуры 45 градусов, то и это значит, что еда не стоит на огне. Итак, как мы воспринимаем блех: как единое целое или же над горелкой это огонь, а все другие места блеха имеют статус «рядом с огнем»?
В Талмуде (Шаббат, 37а) при описании печи «кира» (двухконфорочной глиняной печи) вводится понятие «рядом с кирой». Что это значит? Можно поставить еду на конфорку, а можно рядом с горячей стенкой. Там тоже можно подогреть, довести, дотомить жаркое, если печь была хорошо протоплена. Это положение имеет свой особый законодательный статус и называется «рядом с печью». Так вот, наша кастрюля на блехе не над конфоркой, считается по мнению рава Шломо Залмана Ойербаха стоящей «рядом с огнем», а не на нем. В свою очередь, рав Моше Файнштейн и рав Йосеф Шалом Эльяшив считали, что весь блех достаточно горячий, чтобы довести еду до 45 градусов, и считается одной большой горелкой.
Каков же закон состояния «рядом с огнем»?
«Мишна Брура» считает, что можно поставить «рядом с огнем» даже в субботу, а Хазон Иш считает, что в Шаббат этого делать нельзя, но, с другой стороны, «Мишна Брура» пишет, что перенести из состояния «рядом с огнем» на печь нельзя, а по мнению Хазон Иша – можно. Получается, что по Хазон Ишу «рядом» подобно обычному состоянию, и нет разницы где поставить – на печи или рядом с ней. А по мнению Хафец Хаима поставить «рядом» – это поставить не на место для варки, и это можно даже в сам Шаббат. А вот поставить на огонь в Шаббат очевидно нельзя.
Поэтому если мы будем считать, что блех не над горелкой – это «рядом», то поставить, вернуть на место над горелкой будет запрещено по мнению «Мишна Брура», но, с другой стороны, будет можно по этому же мнению поставить туда в сам Шаббат. Однако по мнению, считающему, что блех – одна большая горелка, нельзя будет поставить на нее в Шаббат, но можно будет перенести со стороны и поставить над горелкой.
Практические выводы
1. Если еда на блехе стоит над огнем хотя бы частично, то можно сдвинуть ее на место над огнем полностью, если она полностью готова. Иначе вы ускоряете варку, и это запрещено Торой.
2. Если она стоит не над огнем, то, по мненю рава Эльяшива и рава Файнштена, можно поставить ее над огнем, а по мнению рава Ойербаха – нельзя. Можно опереться на мнения этих раввинов при необходимости.
3. На электрической плате можно двигать готовую еду без ограничений.