Законы Субботы – Запрет возвращать на огонь

законы шаббата

Запрет возвращать на огонь. Общие понятия и определения

Мы начинаем разбирать новую тему, связанную с запретом варить в Шаббат – запрет возвращать на огонь.

Итак, мы уже писали и давали определение, которое звучало так: нельзя вернуть на огонь (поставить обратно на плиту) еду, если ее сняли с огня в Шаббат. Этого запрета нет, если соблюдены пять следующих условий:

1. Еда полностью готова.

2. Огонь, на который вы хотите вернуть еду, имеет статус «присыпанного». В нашей реальности это блех или плата (напоминаем, что мнение рава Элияшива, да будет благословенна память о нем, – нужно покрыть плату фольгой), а в реальности мудрецов Талмуда – угли, присыпанные золой.

3. Кастрюля с едой в руке у снявшего с огня.

4. Ее не ставили на землю.

5. Снимавший имеел ввиду, что вернет кастрюлю на огонь, когда снимал ее.

Теперь поясним, что это за условия, что они означают, и каков источник их появления.

Начнем с источников. Талмуд (Шаббат, 36б) говорит: можно снять с огня и вернуть на огонь кастрюлю. Речь идет о печи под названием «кира». Мы писали, что ее устройство подобно перевернутой глиняной кастрюле, на дне которой сделаны два отверстия для того, чтобы ставить кастрюли на нее или внутрь нее.

На рисунке мы видим возвращение на верх киры, но понятно, что при небольшом диаметре кастрюли, она может быть утоплена внутрь.

Талмуд оговаривается, что вернуть можно только на киру, но не внутрь, т.к. внутри процесс слишком похож на обычную будничную процедуру приготовления пищи. Температура там гораздо выше, и поэтому если возвращать еду туда, создается впечатление, что человек варит в Шаббат. Мы уже писали и повторимся, что есть здесь два аспекта:

1. Тот, кто видит этот процесс, думает, что другой человек варит в Шаббат.

2. Сам человек перестает различать действие возвращения и варки, и может сварить по ошибке в Шаббат.

Мы подошли к вопросу о том, в чем, собственно, состоит запрет возвращать на огонь?

Основное принятое определение запрета принадлежит Рашбо, но «Мишна Брура» в ссылках упоминает и мнение Рабейну Тама («Мишна Брура», 253, 1, пункт 37, примечание 37, а также 2, пункт 52-58). Итак, Рашбо и Ран считали, что запрет вернуть на огонь связан с тем, что возвращение выглядит, как варка. А Рабейну Там (рав Яков бен Меир, глава школы Тосафот, внук Раши) в своей книге «Сефер а-Яшар» и в комментарии Тосафот на листе 38б говорит, что вернуть нельзя из опасения, что будут поворошены угли. Рабейну Там пояснил, что опасение связано с тем, что если человек снял с огня, а сейчас хочет вернуть на него, то, так как еда уже немного остыла, возникает объективная необходимость ее нагреть, и поэтому возможно, что человек поворошит угли. И это все при том, что кастрюля стояла на огне по всем законам оставления на огне. Но все же из-за того, что еда остыла, возникает новое опасение, что угли будут поворошены, так как кастрюля остыла после снятия с огня.

Закон же о том, что нельзя возвращать внутрь киры, по мнению Рабейну Тама возможно объяснить следующим образом: возвращая внутрь невозможно избежать касания кастрюли с углями, а это приводит к двум проблемам:

1. От касания угли тухнут и разгораются.

2. При касании нарушается запрет укутывать в источники тепла.

Мы уже писали, что в русской печи нет запрета вернуть внутрь, так как все ее строение подразумевает, что еда ставится именно внутрь печи. Все комментаторы считали, что везде, где нет принципиальной разницы между способом поставить на верх и поставить внутрь, этого запрета нет, поэтому можно возвращать и в духовку и на газовую плиту, при условии, что будут выполнены пять условий, упомянутых выше. То есть если говорить о духовке, обязательно нужно, чтобы была коробка из металла, прикрывающая верхние спирали, или лист, прикрывающий нижние спирали или источник пламени. И это лишь выполнение одного условия возвращения на прикрытый огонь, а существуют еще четыре. Их подробно мы разберем в следующем номере, а пока – практические выводы:

1. Еда, снятая с огня в Шаббат, тем более, не стоявшая на огне в Шаббат, – запрещено возвращать ее на огонь («Орхот Шаббат» глава 2, пукнт 35).

2. При выполнении пяти условий можно возвращать (подробности – позже).

3. Как подогреть еду, которая не стояла на огне – отдельная статья.

4. При выполнении всех условий можно вернуть и на газовую плиту, и в электрическую печь или духовой шкаф («Орхот Шаббат» от имени рава Моше Файнштейна, глава 2, примечание 88). Если же нет специального приспособления, то возвращать в духовку нельзя, так как ее огонь не прикрыт (там же, пукнт 53).