Ты же не лошадь!

ты же не лошадь

Так говорил машгиах Ломжинской ешивы, благословенна память праведника, о стихе: «Нашел его в стране пустынной и засушливой, где воет (ветер), окружил его и наставлял его, хранил его, как зеницу ока».

Кто может удостоиться того, чтобы Всевышний окружил его облаками славы, наставлял и хранил, как зеницу ока?

Только тот, кто живет, ощущая себя, как в пустыне, где в одиночестве ему не на кого полагаться, кроме Всевышнего, благословен Он. Тогда и Всевышний хранит и оберегает его. Как сказал царь Давид, «пришелец я на земле» – я подобен пришельцу, у которого нет в чужой земле ни родственника, ни знакомого, лишь Всевышний, благословен Он.

Но глупцу, который обращается к Творцу с молитвой, а сам при этом думает: «Ладно, в крайнем случае, если Б-г не поможет, у дяди денег попрошу», – не поможет Всевышний, ибо он полагается на других.

Подобно тому, как в пустыне никто не может ограбить человека и отнять то, что принадлежит ему, так же и среди людей – все подчинено воле Творца. Лишь Он один может дать человеку и отнять у него.

К раби Меиру из Перемышлян обратился однажды еврей с жалобой на товарища, который, по его словам, отнимает его заработок. Ответил ему праведник: «Знаешь ли ты, почему лошадь, придя на водопой, бьет по воде копытом? Она видит свое отражение и думает, что это еще одна лошадь, которая сейчас выпьет всю ее воду… Но ты-то – не лошадь, и должен знать, что воды хватит на всех».

Тот, кто полагается на Б-га, не будет испытывать недостатка!