Примеры Ашгаха пратит (наблюдения и заботы Всевышнего о каждом лично) при возвращении к тшуве – маленькие «случайности», которые перевернули жизнь…
Эту историю своей жизни рассказал раву Швадрону его ученик, бааль-тшува, талмид-хахам, аврех, учащийся в одной из лучших ешив в Израиле.
А. был привезен в Израиль из Голландии в двухлетнем возрасте. Его семья поселилась в Тель-Авиве, где он вырос, там он и учился в средней школе, совершенно отрезанный от всего традиционно еврейского. Окончив школу, он попросил родителей разрешить ему поехать в Европу, чтобы участвовать в организованном там велосипедном пробеге по всему континенту. Состоятельные родители согласились, и А. отправился в путешествие.
Однажды в пятницу, в разгар велопробега А. внезапно почувствовал сильную тоску по родителям, и ему неудержимо захотелось поговорить с ними. Его группа находилась в это время в чаще леса в Германии, но, несмотря на все трудности, он отделился от нее и отправился на поиски ближайшего почтового отделения, откуда можно было бы позвонить за границу. Добравшись туда, А. узнал, что на местном почтамте нет прямой связи с Израилем, и надо сначала соединиться с Берлином, а потом уже – с Тель-Авивом. Все это увеличивало стоимость звонка в несколько раз, но даже это не могло остановить молодого человека. В конце концов, разговор состоялся, А. побеседовал с матерью и заодно попросил разрешения после поездки в Европу отправиться в более экзотическое путешествие – в Гималаи. Его мать не возражала, но попросила сначала вернуться домой и повидаться с ней и с отцом. Во время беседы мать вдруг сказала, что именно в этот момент к ним заглянул давний друг А., и, узнав, что она разговаривает с сыном, попросил передать А., чтобы по приезде в Тель-Авив тот зашел и к нему, так как им есть о чем поговорить.
Вернувшись из путешествия, А. встретился с родителями и, не задерживаясь, поспешил к другу. Но едва тот открыл дверь, у А. непроизвольно вырвалось: «Что с тобой!?». Друг, у которого теперь были пейсы и борода, сердечно улыбнулся, предложил А. сесть и начал рассказывать: «Ты знаешь, что мы с тобой всегда отличались друг от друга. Ты просто никогда не интересовался религией, а я активно боролся против «религиозного засилья» и даже возглавлял антирелигиозную лигу. Моя ненависть к еврейской вере дошла до того, что я решил совсем отречься от нее. Но тут пробудился во мне голос разума и возразил: прежде чем решиться на такой крайний шаг, стоит узнать, что я оставляю и куда в результате приду. И так я начал знакомиться с иудаизмом… Когда постепенно мне открылось духовное богатство, которое я по глупости своей чуть не выбросил, я отправился в ешиву «Ор самеах» для более углубленной учебы, и со временем изменилась также моя внешность. А теперь я решил поделиться и с тобой своими духовными переживаниями».
А. не стал сходу отказываться от предложения друга. Он сказал, что за неделю, оставшуюся до поездки в Гималаи, готов поближе познакомиться с иудаизмом.
«Сегодня канун Йом Кипура, – сказал друг. – Все евреи в Йом Кипур постятся – не едят и не пьют весь день, и проводят его в синагоге. Ты можешь присоединиться ко мне, если хочешь». А. согласился, несмотря на то, что почти ничего не знал об этом странном дне и, конечно, никогда не пробовал молиться. Но на исходе праздника, сидя с другом за трапезой, он почувствовал, как его охватило удивительное тепло. И торжественно объявил другу: «Я хочу пойти с тобой в ешиву».
«И так я стал тем, что Вы видите – учащимся одной из самых прославленных ешив» – закончил А. свой рассказ.
Перевод – М. Климовская. Из книги «Спроси отца своего, и расскажет тебе…», составитель рав Исраэль Шпигель.