«Пойди к муравью, ленивый, посмотри на пути его, и сделайся мудрым» (Мишлей 6:6)
Что мы знаем о муравье? Одно знаем точно: он не ленив. Он все время работает, все время в движении. Только подумать о таком вечном движении – туда-сюда – становится дурно.
Рав Авраам Гениховский, будь благословенна память праведника (глава йешивы Чебин – Кохав миЯаков), говорит: «Не пренебрегай муравьем, есть в нем одна чудесная вещь. Муравью нужно взобраться на некую высоту. Он попытался – упал. Еще раз почти вскарабкался – упал. Еще и еще раз. Но муравей никогда не сдается!». Муравей не ленив, о нет! Но дело даже не в этом. Он просто боец, настоящий воин.
И главное – он никогда не сдается!
С чем мы можем это сравнить? В главе Вайелех в святой Торе есть такой стих: «Не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия?» (Дварим 31:17).
Еврей думает иногда, что он совершил столько грехов, что внутри него уже нет места Всевышнему, то есть, нет надежды на улучшение. И даже если это не грехи, то какие-то недочеты, которые не дают человеку почувствовать себя на высоте. А если человек говорит себе «нет Б-га во мне», то он делает то, что ему хочется, а не то, что написано в Торе. И потом человек махнет на себя рукой: «Поскольку нет во мне Б-га, постигли меня эти бедствия». Хуже быть не может.
Рав Буним миПшисха говорит замечательную вещь. Далее в главе Вайелех написано: «Я же сокрою лицо Мое в тот день за все то зло, какое он делал…» (Дварим 31:18).
Всевышний не находится внутри меня, потому что я думаю, что все неприятности в моей жизни – из-за тех проступков, которые я совершила. Мои горести – следствие моих поступков.
Не то, чтобы я тут советовала совершать проступки и нарушать написанное в Торе, если мы уже ошиблись. Наоборот, даже если, не дай Б-г, мы оступились, сделали что-то неподобающее, рав Буним миПшисха говорит, что даже в этом случае не следует отчаиваться. Всевышний не оставит человека, даже если он согрешил.
Именно за саму эту мысль о возможности того, что Б-г оставит человека, Всевышний гневается и «скрывает Свое лицо».
Потому что написано, что Святой, Благословен Он, говорит «с ним Я в горести» (Теилим 91:15), и потому что написано: «Исраэль, несмотря на то, что согрешил, Исраэль он» (Санедрин 44а).
Какая чудесная мысль! Если бы я не была еврейкой, то приняла бы гиюр только из-за этого: Всевышний никогда не оставляет меня! Даже если я веду себя плохо, даже если грешу, Он всегда со мной! Ведь Он создал меня, он знает мое дурное начало. Он знает, что я всего лишь человек. Ведь в любом деле человек может упасть – с самого детства, когда ребенок учится ходить, он может не удержать равновесия и упасть. Так в любом процессе: я иду, могу упасть, потом встаю и, уже наученная опытом, иду осторожнее. Так происходит всю жизнь.
Человек учится на своих ошибках, падая и вставая, продолжая путь.
Автор книги «Хидушей аРиМ» пишет: «Почему после Йом Кипура мы говорим : “Прости нам, отец наш, ибо мы согрешили”? Ведь мы весь Йом Кипур молились, постились, просили прощения, мы не успели еще нагрешить! Это день большой чистоты! Мы уподоблены ангелам! За что же нам снова просить прощения?! Но в действительности есть возможность, что мы на долю секунды подумали: “А вдруг Всевышний так и не простил меня? Все-таки Йом Кипур – один день, а я совершил так много грехов, что нет прощения, нет шансов”. Именно за это нужно сразу после Йом Кипура просить прощения у Создателя».
Так неужели мы упадем окончательно? Неужели мы отчаемся?
Сама эта мысль, что Всевышний всегда со мной, несмотря на мое поведение, мои грехи и проступки, стала моим трамплином в духовности. Ведь если Б-г всегда со мной, всегда рядом, даже при падении, я не захочу падать! Я хочу только расти! Я хочу быть бойцом, как маленький муравей, который, может, и мал с виду, но обладает огромной силой духа.
Я хочу пожелать нам всем никогда не отчаиваться! Пусть ощущение близости Всевышнего придаст всем нам силы!
перевод и обработка г-жи Зисси Скаржинской