Заповедь судить других, оправдывая

выбор
Сказано в недельной главе Масэй: «Показаний одного свидетеля (недостаточно для того), чтобы предать человека смерти».

Пишет Рамбам в своем комментарии («Книга заповедей»): «Свидетелю следует остерегаться: не судить человека, о котором он свидетельствует, даже если он мудрый и знающий, – ведь не может быть человек и свидетелем, и судьей. Ему следует только рассказать, что он видел, и замолчать. А уже судьи поступят с его свидетельством так, как им будет угодно».

Эти слова обязательны для нас во всех сферах жизни. Мы знаем, что есть повелительная заповедь судить других, оправдывая: «По справедливости суди ближнего своего». А теперь мы видим, что есть и запретительная заповедь не осуждать других: «Одного свидетеля недостаточно». Не делай выводы. Возможно, есть некоторые факторы, которые тебе не известны, есть какие-то детали, которые ты не видел, есть обстоятельства, которые ты не знаешь. Ты видел произошедшее? Можешь свидетельствовать об этом. Но не делать выводов, не выносить приговор!

Рассказывал иерусалимский мудрец и праведник рав Арье Левин: «Однажды я участвовал в похоронах рава Элазара Ривлина, одного из иерусалимских мудрецов. У умершего был близкий друг, рав Шмуэль Кук. Они дружили более тридцати лет. Разумеется, он тоже провожал своего друга в последний путь. Неожиданно я увидел, как он отошел от группы провожающих и зашел… в цветочный магазин! Я подумал: “Ничего себе, разве так должен вести себя старый друг? Не провожать своего друга до кладбища, а идти за покупками?” Через пару минут он вышел, держа в руках цветочный горшок, и направился в другую сторону.

Я не выдержал, догнал его и спросил: “Рав Шмуэль, вы ведь были близким и преданным другом умершего! Почему вы вдруг уходите с похорон у всех на глазах и идете покупать цветы?”

“Понимаете, — ответил он, — несколько лет я ухаживал за одним прокаженным больным. Вчера он умер, и врачи приняли решение сжечь все его вещи, чтобы никто не воспользовался ими и не заразился, не дай Б-г. Однако среди его вещей были тфиллин! Когда я узнал это, я был просто в шоке и стал настойчиво просить врача разрешить мне положить их в глиняный горшок и похоронить в земле, как положено по закону Торы. Врач согласился при условии, что я принесу горшок сегодня до десяти утра. Тем временем мне сообщили о смерти моего дорогого друга, рава Элазара. Конечно, я пришел на его похороны. Однако, к моему большому сожалению, я увидел, что похороны затягиваются. Я боюсь, что врач не будет ждать… Поэтому я зашел в этот магазин и хотел купил глиняный горшок. Но продавец сказал, что они не продают отдельно горшки, а только с цветами. Так что мне пришлось купить этот горшок, и я хочу выбросить цветок, чтобы положить туда тфиллин. А теперь, раби Арье, позвольте мне поторопиться в больницу. Сейчас уже полдесятого, и, если мы продолжим разговаривать, могут сжечь тфиллин”.

— С тех пор, — продолжил раби Арье, — я принял на себя обязательство судить любого человека, оправдывая его!»

Давайте постараемся и мы вести себя так же: не осуждать других, а еще лучше – не судить вообще!

Мы можем выучить это из отношения… к себе! Мы ведь несовершенны, верно? Но каждый свой поступок мы судим, оправдывая. Бесконечно изобретаем оправдания: в этот раз были уставшими, в тот раз нервничали, тогда не знали, не предполагали, а теперь не подумали… И все это правда! Но нужно понять, что и у других людей есть такие же оправдания!

Замечателен удел того, кто судит других, оправдывая, ведь о нем сказано: «Так же, как ты судил меня, оправдывая, так и Всевышний будет судить тебя, оправдывая!»

Перевод: г-жа Лея Шухман