Всевышний благословил нас с женой домом, полным детского смеха. Смотреть на наших чудесных мальчиков и девочек, следить за их взрослением, радоваться их большим и маленьким удачам – о чем еще может мечтать человек? Конечно, много детей означало для нас и много расходов, но мы были к этому готовы и с годами научились держать финансы под контролем. Более того, уже во время подготовки к бар-мицве старшего сына мы с женой стали задумываться о том, как обеспечить всем нашим детям достойное приданое. Я стал наводить справки, консультироваться с понимающими людьми, и постепенно обрисовался более или менее четкий план: мы решили влиться в ряды домовладельцев. Мы решили приобрести подходящий дом, разделить его на несколько квартир, сдавать каждую по отдельности и получать доход.
Шекель за шекелем росли наши накопления, и всю собранную сумму мы решили использовать на первый взнос. Недостающую сумму можно было восполнить ипотечным кредитом, а выплачивать кредит мы надеялись из платежей жильцов.
Собираясь купить что-то более значительное, чем продукты на Шаббат, например, новую стиральную машину, я планировал покупку обстоятельно: собирал информацию, сравнивал модели, приценивался в нескольких магазинах… И уж конечно, когда на горизонте возник план покупки дома – пусть даже речь шла о небольшом домике в пригороде, – я никак не собирался действовать наобум. Я изучил рынок в мельчайших деталях, советовался со многими экспертами по недвижимости, прочитал много материалов по теме. Мне совсем не хотелось, чтобы мои с таким трудом наколенные деньги вылетели в трубу.
С Б-жьей помощью, мне предложили выгодный вариант: вполне просторный дом в перспективном городе с растущей общиной, и цена меня вполне устроила. Дом выставлялся на продажу довольно давно, но из-за изначально высокой цены потенциальные покупатели все никак не находились. Продавцы же срочно должны были внести платеж за свое новое жилище и начали постепенно снижать цену. К тому моменту, когда мне на глаза попался этот дом, его цену можно было бы озвучить фразой «дешевле – только бесплатно».
Выгода выгодой, но, просчитав все наши финансы, мы с женой увидели, что в одиночку никак не сможем осуществить наш план. Я предложил партнерство одному из товарищей по колелю – он находился примерно в том же положении, что и я, – и он пообещал подумать. Это означало, что он, в свою очередь, будет консультироваться с экспертами, спрашивать совета у друзей и изучать рынок недвижимости. Как бы то ни было, спустя неделю товарищ согласился – ему также сказали, что это приобретение будет прекрасной инвестицией, и со временем должно обеспечить стабильный доход растущей семье.
Как я уже говорил, покупка чего-либо дороже нескольких сот шекелей всегда была для меня большим событием. Вы можете себе представить, с каким волнением мы ехали в офис адвоката подписывать контракт! Приобретение дома было не просто большим событием – это было нечто совершенно уникальное в жизни нашей семьи, и я так волновался, что у меня даже слегка кружилась голова. Еще бы – ведь на этот дом уйдут все наши накопления, и, кроме того, мы связываем себя кредитными обязательствами на долгие годы. Меня немного успокаивал тот факт, что я делил расходы пополам с товарищем, и даже мысль о том, что и прибыль мы будем делить пополам, не могла уменьшить моей радости.
Покончив с юридическими формальностями, мы приступили к практической части. Рассмотрев возможные варианты, мы решили разделить дом на две отдельные квартиры – как это и было в изначальном плане здания, пока последние владельцы не решили объединить квартиры. Кроме того, с точки зрения владельцев недвижимости, это было более выгодно: сдавать две отдельные квартиры означало получать на треть больше прибыли!
С архитектурным вопросом я решил обратиться к своему брату. Он хорошо разбирался в архитектуре и строительстве и жил в том городке, где мы купили дом. Я просто попросил его найти время и взглянуть на дом, с тем, чтобы он мог дать мне экспертный совет, как лучше его разделить. Я понял, что обратился по адресу, когда брат позвонил мне с радостной новостью: для стройки нам не нужно заказывать дорогого архитектора и проектировщика. Вместо этого можно нанять частных строителей, и они прекрасно справятся с работой, а это, в свою очередь, как минимум на треть снизит наши затраты на перестройку. Приближались летние каникулы, и мы решили не терять зря времени и закончить ремонт за полтора месяца, при условии, что брат будет главным прорабом.
«Много мыслей в сердце человека…», но жизнь далеко не всегда складывается так, как мы планируем. После двух рабочих дней мой брат сообщил мне, что он немного ошибся в своих расчетах. В доме прогнили трубы, и, чтобы поменять их, придется менять и полы, и часть стен. «Я вижу, что расходы на ремонт все время растут, и, к тому же, это занимает больше моего времени – намного больше, чем я изначально готов был уделить этому проекту», – сказал мой брат уже в первую неделю стройки. – «У вас нет возможности заплатить мне за такую сложную работу». Фактически, это было его прямое заявление о том, что он увольняется и бросает все строительство на нас.
У нас не было много времени на раздумья, и пришлось взять все в свои руки. Вскоре мы уже погрузились с головой в половые доски, изолирующие материалы, облицовочный камень и проводку. Деньги тратились со скоростью, намного опережающей ту, на которую мы рассчитывали. Учитывая, что у нас не было выбора, мы решили бросить все силы и средства на то, чтобы работа не останавливалась ни на день и была завершена в срок.
В конце концов, с Б-жьей помощью, настал тот день, когда все было готово: стены возведены, трубы не текли, электричество работало. Мы пригласили специалиста по недвижимости посмотреть на наш ремонт и оценить стоимость квартир на сдачу. Учитывая годы его работы на рынке, мы не могли не радоваться его заключению о том, что наша сделка была очень выгодной, и цена, которую он предложил нам назначить за квартиры, вполне соответствовала нашим ожиданиям. На прощание он уверил нас, что этот район пользуется все большим спросом, и он не думает, что квартиры будут пустовать хотя бы один день. Можете представить, какой дивной музыкой для наших ушей были его слова после всех перипетий с ремонтом и перестройкой. Мы были уверены, что квартиры разойдутся как горячие пирожки, а все трудности остались позади.
В течение первых нескольких дней мы подписали контракт. Семья, которая въезжала в квартиру, выглядела надежной, искренней и честной, и мы были уверены, что люди такого типа будут прекрасными квартиросъемщиками. Однако наша радость была преждевременной: используя неточную формулировку в контракте, казавшиеся нам такими надежными квартиросъемщики съехали, оставив нас с кипой непокрытых счетов и с минимальными шансами истребовать с них платеж. Наш контракт оказался бесполезной бумажкой.
Пока происходила эта история с первой квартирой, мы успокаивали себя мыслью о том, что хоть вторая квартира принесет нам стабильный доход, что поможет нам выплачивать платежи по ссуде. Однако и здесь нас ждало разочарование. Мы решили, что новые репатрианты уж точно нас не обманут. Но мы снова ошиблись. Наши, как нам казалось, неопытные квартиросъемщики использовали как раз нашу неопытность. Они даже не собирались платить!
Это были дни тяжелых испытаний. Пустая квартира казалась подарком судьбы по сравнению с той, в которой жили люди, нагло отказывающиеся платить аренду и не согласные на выселение. Мы метались между адвокатами, агентами по недвижимости и местными гмахами, выдавая расписки на все новые и новые займы, которые были нам необходимы для выплаты ссуды в банк.
Что делает любой религиозный еврей, когда его постигают несчастья? Особое внимание мы стали уделять хешбон нефеш: мы задумались о своих поступках, искали любую возможность исправить себя, больше времени посвящали изучению Торы, работали над собой, старались давать больше цдаки. Мы старались не упустить любую возможность найти милость перед Творцом…
Так прошли недели, потом – месяцы. Лето подходило к концу, и мы стояли на пороге Дней Суда. Однажды, в середине месяца Элуль, я занимался привычным для меня в последнее время самоанализом, вспоминая события прошедшего года и наш финансовый крах. Вдруг это навело меня на совершенно новую мысль – возможно, мы должны были заплатить моему брату за два полных дня работы, когда он занимался нашим домом во время каникул! Возможно, он затаил на нас обиду, и в этом – причина того, что мы никак не можем удостоиться брахи!
Тут же я позвонил моему товарищу, вместе с которым мы так долго бились над решением загадки, и поделился с ним своими мыслями. Однако он тут же мне возразил: «Кажется, ты забыл, как передал брату дорогой подарок сразу после того, как он ушел из проекта?» «Конечно я помню, – ответил я. – Я даже могу сказать тебе, в каком гмахе взял деньги, чтобы купить этот подарок». Но, на самом деле, мой товарищ был удивлен моим предположением: «Ты и правда думаешь, что он затаил на нас обиду?» «Честно говоря, нет, не похоже на это. Наши отношения никак не изменились в худшую сторону, и мы уже много раз после этого танцевали вместе на свадьбах, и, к тому же, ни от него, ни от кого-то постороннего я ничего плохого не слышал».
Я понимал, что говорил совершенно нелогично, но разве поддается логике план Творца? Ежедневный хешбон нефеш научил меня доверять своим чувствам, и в этот момент я был практически уверен, что мой самоанализ помогает мне двигаться в правильном направлении на пути к устранению причины всех наших неудач. Я продолжал настаивать на своем: «Вспомни, – сказал я товарищу, – сколько денег мы потеряли за последние полгода! И это не считая рекламных объявлений, расходов на наши поездки, гонорара адвокатам и выплат по кредиту!» «…Не беря в расчет потери бесценного времени и всех наших нервов!», – поддержал меня товарищ.
Мой брат более чем удивился моему появлению у себя в доме с таким неожиданным предложением. «Так вот какого ты обо мне мнения! Что я ношу в себе обиду?» Он улыбнулся на мое возражение и наотрез отказался принять конверт со своей зарплатой за два рабочих дня. Но я был не менее непреклонен, и, заглянув поглубже ему в глаза, я увидел, что своим отказом он лишь скрывает внутренний дискомфорт. Мне показалось, что он и сам считал, что деньги полагаются ему за работу. Он ожидал вознаграждения и подсознательно был разочарован, в первую очередь, нами, потому что выходило, что мы обманули его надежды.
«Бери деньги и используй их на доброе дело, – сказал я. – Мы решили, что так правильно, даже не обсуждая. Пожалуйста, даже не думай отказываться!» Я решил оставить это именно так. Вообще-то я хотел напомнить ему о том, что нет такой заповеди – таить обиду или разочарование. Нам с партнером было бы гораздо проще, если бы мой брат сразу же прояснил ситуацию и озвучил свою позицию. Как жаль, что все это время мы находились в неведении!
Звучит как чудо, но в ту же неделю, как я заплатил брату за его работу, нам удалось подписать выгодный долгосрочный контракт на пустующую квартиру! А неделей позже нам стало известно, что оккупанты из нашей второй квартиры решили перестать причинять нам несчастья и съехать, и мы можем сдавать и ее. Нам приходилось все время напоминать себе, что все происходящее с нами – не сон, а прекрасная явь. Мы не ограничились необходимым минимумом по закону, а решили пойти дальше в стремлении установить мир и любовь. Препятствие было устранено, и награда не заставила себя долго ждать, мера за меру, из великой и щедрой руки Всевышнего.
Перевод – А. Швальб.
Английская версия рассказа любезно предоставлена организацией «Мишмерет а-Шалом», деятельность которой посвящена изучению заповедей, связанных с чистотой речи и отношениями между людьми.