глава Хаей Сара
В нашей недельной главе рассказывается о том, как раб, хранитель дома Авраама – Элиэзер сватает Ривку для Ицхака, об их встрече, которая в Тора описывается достаточно скупо и при этом очень драматично. Перед встречей Ицхак выходит в поле (согласно простому смыслу Торы), чтобы помолиться.
“И вышел Ицхак при наступлении вечера помолиться в поле”. В трактате “Брахот” поясняется, что в этот момент Ицхак устанавливает послеполуденную молитву Минха. Время, когда Ицхак авину молился Минха – это время перед закатом, когда солнце уже скоро сядет, свет уменьшается. Говорят наши мудрецы, что именно в это время “мидат аДин” усиливается и человеку особенно необходима молитва.
Поясняет “Кли Якар”, что Ицхак увидел величие (и необходимость) послеполуденной молитвы, и “сразу после такой молитвы приходит спасение”. Какое спасение имеется ввиду? “И Ривка взглянула, и увидела Ицхака”. Встреча Ривки и Ицхака – это возможность продолжения дома Авраама, того, что делали в этом мире Сара и Авраам, делали вместе, единым целом, дополняя друг друга. Человеку одному, без второй половины, без “эзер кенегдо” невозможно полностью служить Всевышнему, потому что только вместе проявляются качества человека.
Спасение – это возможность дальше строить мир цельным, чтобы человек мог в нем устоять (без милосердия, “гмилут хесед”, мир и человек в нем не устоит).
Ицхак – олицетворяет качество “гвура”, которое по-русски переводится как “сила”, “мощь”, то есть, это проявление этих качеств в этом мире и умение ими правильно пользоваться, потому что иначе они окажутся разрушительны. А мир после смерти Сары изменился; добро, милосердие, которое она делала, уменьшилось, и мир находился в “предзакатном” состоянии. И именно в этот момент Ицхак молится (согласно одному из мидрашей, он видит в этот момент разрушение Храма и молится о будущих поколениях, которые окажутся в изгнании).
И именно в молитве наиболее четко проявляется основное качество Ицхака, потому что молитва – это работа, направленная внутрь, “работа в сердце”, это умение направить силу, мощь в правильном, не разрушительном направлении.
Ривка сразу соглашается пойти навстречу Ицхаку. “И призвали Ривку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком?”. И она сказала: “пойду””.
Согласно мидрашу, Ривка видит Ицхака с простертыми руками к небу и сразу понимает, что этом великий человек. “Сказал р. Уна: увидела, что рука его простерта в молитве, сказала, конечно, большой он человек”. Как же Ривка сразу поняла, что перед ней “большой” человек, только по тому, как он молился? Поясняют комментаторы, что как “рука деревенщины не похожа на руку царя”, так и молитва Ицхака не была похожа на молитву обычного человека, она изменяла, строила мир вокруг и величие Ривки в том, что она, выросшая в семье идолопоклонников, сразу это увидела. Как же Ицхак видит Ривку? Сказано: “Взглянув, увидел – вот, идут верблюды”. Почему же не описывается более подробно, что именно увидел Ицхак?
Раби Менахем Мендель Альберштат в комментарии “Диврей Менахем” спрашивает: “А какое имеет значение, на чем едет Ривка, на верблюдах или на ослах?”
Дело в том, что на иврите слово верблюд (гамаль) и слово “добрые деяния” (гмилут хасадим) однокоренные, таким образом Тора намекает нам, что Ицхак увидел не верблюдов, а основное качество, которым наделена Ривка, его будущая жена – умение творить добро, то же качество, каким была наделена и его мать – Сара. Таким образом, Ицхак и Ривка в первый же момент видят основные качества друг друга; с одной стороны – гвура, сила, которая может быть и разрушительной и строящей, с другой – милосердие, добро.
Эти качества могут показаться противоречащими друг другу, но сказано в первой главе книги “Берейшит”, что мужчина и женщина созданы единым целым и женщина – это “эзер кенегдо”, как поясняет Раши “достоин – помощь, не достоин – против него, чтобы бороться (с ним)”. Умение дополнять друг друг друга, а не бороться друг с другом, и создает целостность семьи, мира.
Ицхак и Ривка дополняют друг друга, несмотря на, казалось бы, противоположные качества, и Ривка становится “помощником, соответствующим ему” для Ицхака.